Совокупный спрос – это реальная сумма продукции, которую потребители, предприятия и государство могут купить при различных уровнях цен. Иначе совокупный спрос – это сумма денег, которую общество готово затратить на покупку товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей.
Совокупный спрос формируется 4-мя секторами экономики, включает потребительский спрос, спрос на инвестиционные товары со стороны предприятия, спрос на товары и услуги со стороны государства, спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств.
При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
Факторы, влияющие на совокупный спрос:
1) от уровня цен;
неценовые факторы:
2) благосостояние;
3) изменения в потребностях, расходах;
4) налоги;
5) инфляция;
+ демография, географические и национальные особенности, профессиональную структуру.
Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него.
Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике при определенном уровне цен.
Факторы, воздействующие на совокупное предложение:
1) уровень цен;
неценовые факторы:
2) цены на ресурсы, их повышение увел-ет издержки производства(себестоимость), поэтому понижается совокупное предложение;
3) рост производительности труда увел-ет объем производства и совокупное предложение;
4) правовое регулирование (налоги, субсидии), если увеличиваются налоги, то совокупное предложение сокращается;
5) предпринимательские способности.