Цикл Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: проблематика, поэтика (две повести по выбору)

В 1830 году в Отечественных записках вышла «Ночь накануне Ивана-Купала». В 1831-1832 выходит двумя книгами «Вечера». Пафосные критики и журналисты осуждают за излишнюю простоту, кое-где даже грубость, а Пушкину понравилось сильно-сильно, он увидел самобытность, живость, яркость, в письме, которое потом опубликовали, призывал своих друзей защитить Гоголя от нападок всяких умников. В том же письме Пушкин рассказывал, что наборщик фыркал и безуспешно пытался сдержать смех рукою, пока набирал все это. Вечера написаны очень простым, милым, кое-где грубоватым народным украинским языком. Многие сюжеты, персонажи, мотивы, песни, которых там куча, фигуры речи взялись из народного фольклора. Гоголь опирался на народные песни, комедии своего отца, из которых понатаскал эпиграфов к сорочинской ярмарке, из рассказов матери и бабки про нечисть всякую. Такого литература еще не знала. Были попытки познакомить с украинским фольклором у Нарежного, но без особого успеха. Были здесь и типичные герои украинского кукольного театра: мужик-простак, сварливая баба, пройдоха-цыган. Фантастика переплетается с реальным, и даже в пропавшей грамоте мужики ничуть не удивляются, что запроржец водится с нечистым – это не необычно. Есть и светлые и страшные и трагические истории, но чаще всего добро побеждает зло в итоге, и вольный смекалистый казак и черта пожурит и своего добьется (как Вакула, например). Над нечистью обычно потешаются в итоге, хотя в Майской ночи – восхищаются, а в «Ночи накануне Ивана Купалы» она берет верх. Но главное содержание не фантастика (это, кстати, больше народные суеверия: все что ни случалось плохого, приписывали черту), а быт. Гоголя критиковали, что он не показал крепостного права, показал жизнь однобоко, но большинство историй происходит до закрепощения при Екатерине. Удалая смелая молодежь, искренняя, хоть и лукавая порой. Нечисть у него тоже бытовая. Черт клеится к Солохе и носит мундир губернского стряпчего, а Басаврюк, выйдя из пекла, носил рукавицы и шапку, чтоб не видно было когтей и рогов. Этот романтический свободный, немного наивный мир противопоставляется чопорному Петербургу, ненавистной пасечнику-расказчику знати. Казаки, приехав к Екатерине были восприняты равнодушно. Это эдакая романтическая тенденция к двоемирию)) Помимо заразительного «поющего и пляшущего» народа Гоголь в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» описывает скучнейшую, духовно убогую жизнь помещиков, которая так бросается в глаза своим убожеством на фоне яркого полого насыщенного мирра украинской деревни.

Лирические отступления: грустное о покинутости друзьями в конце Сорочинской ярмарки, там же в начале долго с песенными эпитетами, описывает дорогу на ярмарку летнюю, река унего там как баба голая, серебряные груди деревьями прикрывает; описание ночи в «Майской ночи» (Знаете ли вы украинскую ночь?) и «Ночи перед рождеством», Днепра в «страшной мести» (редкая птица долетит до середины Днепра)

В предисловии рассказчик, пасечник Рудый Панько, говорит, откуда него набралось столько историй. Предисловие начинается с того, как ворчат люди, что пасечник за перо взялся, что в свет решил податься, а ему свету этого и даром не надо. Рассказывает про Вечерницы, когда дивчины прядут, поют, такие все скромный, а потом приходят парубки со скрипками и тут начинается. Но лучше всего, когда в кучку собьются и что-то рассказывают. Самый лучший рассказчик – дьяк Фома Григорьевич, его рассказов в книжке два. Он в сером суконном балахоне и натертых лучшим смальцем сапогах, очки носит еще. Еще один говорит вычурно и умник, Фома над ним потешался и дело чуть до драки не дошло, но жинка Рудого им еду поставила и они про все забыли. Ну еще один был рассказчик, но он страшные очень истории рассказывает, божился потом написать. А так зазывает в Диканьку, мол у нас там хорош и вкусно, вы спросите – вам покажут где это. Ну и словарик в конце.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: