VII. Быстроразвязывающиеся узлы

Развязывающийся простой узел (рис. 91). Этот узел неплохо служит простейшим стопором, который можно бы­стро отдать даже под натяжением троса. При рывке за хо­довой конец он мгновенно развяжется. Его можно приме­нять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку.

Развязывающаяся восьмерка (рис. 92). Если обыкно­венную восьмерку (см. рис. 3) сделать с петлей, т. е. в по­следнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстро развязывающийся стопор.

Развязывающийся бегущий простой узел (рис. 93). Бе­гущий простой узел (см. рис. 82) можно легко превратить в быстро развязывающийся, не изменяя его функцию, т. е. пользуясь им как бегущим, а не как быстро развязываюшимся узлом. Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами - затягиваться и быстро развязы­ваться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли. С помощью этого узла можно зачалить лодку за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из лодки, дернув за ходовой ко­нец, оставленный достаточно длинным. Это очень распро­страненный узел. Во всяком случае, во всем мире именно им привязывают лошадей за уздечку к привязи. Чтобы узел случайно не развязался, конец уздечки просовывают в петлю (рис. 93, б).

Рифовый узел (рис. 94). Свое название он получил от слова «риф-штерт» - небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым «брали рифы», т. е. связыва­ли подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. На больших парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф-сезней — плоских концов тро­са, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф-лееру. Риф-штерты связывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно бы­ло их развязать или, как говорят моряки, «раздернуть». Для этой цели и применялся рифовый узел. Он очень схож с прямым узлом и вяжется способом, показанным на рис. 25, за исключением того, что при вязке второго полу­узла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно раз­вязывается.

Рис. 91. Развязывающийся простой узел Рис. 92. Развязывающаяся восьмерка

а)

Рис. 93. Развязывающийся бегущий простой узел: а - первый способ вязки; б - второй способ вязки

В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебе­док, компасов и других приборов на верхнем ходовом от­крытом мостике.

Этот узел известен в обиходе под названием «узел с од­ним бантиком». Он знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел.

Рис. 94. Рифовый узел

Двойной рифовый узел (рис. 95). Иногда его называют фаловым узлом. Но моряки им почти не пользуются: для временной связки штертов и других концов им достаточно рифового узла. В словаре Владимира Даля он именуется «петельным узлом» и «репейком (бантом)». Нередко его называют и байтовым узлом. Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, веревки, бантов на шее и бантиков в волосах, а также на свертках и коробках.

Рис. 95. Двойной рифовый узел

Развязывающийся ткацкий узел (рис. 96). Отличный ткацкий узел - «родной брат» шкотовому узлу. Его можно улучшить, если ходовой конец троса пропустить под корен­ной сложенным вдвое. При этом он будет держать столь же надежно, но в любую минуту может быть развязан, даже под натяжением.

Калмыцкий узел (рис. 97). Он относится к числу прак­тичных и надежных узлов. Его название говорит о том, что

Рис. 96. Развязывающий ткацкий узел

он появился в нашей стране. И хотя калмыцкие степи не вызывают ассоциации с морем и кораблями, он издавна применяется на флоте. Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за ру­бежом.

На рис. 97 дана принципиальная схема вязки калмыц­кого узла, на которой показано лишь взаимное расположе­ние концов троса относительно друг друга. На практике этот прекрасный узел вяжется почти мгновенно следую­щим образом.

Заведите ходовой конец троса за предмет и возьмите его, немного отступя от конца, сверху левой рукой боль­шим пальцем к себе. Правой рукой наложите коренной ко­нец поверх левого кулака, в котором уже зажат ходовой конец, и сделайте коренной частью троса полный оборот вокруг него. Затем движением левой руки переместите ко­ренной конец под коренную часть большой петли с одно­временным обносом ходового конца вокруг этой же части троса и с последующим перехватом ходового конца пальца­ми левой руки. После этого аккуратно протащите ходовой конец в виде петли через находящийся на кисти левой ру­ки шлаг коренного конца (путем сбрасывания шлага) так, чтобы ходовой конец не распрямился, и коренным концом затяните узел.

Рис. 97. Калмыцкий узел

Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывает­ся, если дернуть за ходовой конец. Его применяют для вре­менного крепления бросательного конца к огону швартова при подаче последнего с судна на причал. Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привя­зывания лошади в конюшне. Если в петлю калмыцкого уз­ла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет являться быстроразвязывающимся. В таком виде он называется казачьим узлом.

Развязывающийся самозатягивающийся узел (рис. 98). Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сло­женный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро раз­вязан. Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.

Шлюпочный узел (рис. 99). Применяется при буксиров­ке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.

Рис. 98. Развязывающийся самозатягивающийся узел

Рис. 99. Шлюпочный узел Рис. 100. Мельничный узел

Мельничный узел (рис. 100). Среди множества хитро­умных узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложен­ный вдвое ходовой конец. Узел очень удобен тем, что его можно туго затянуть и быстро развязать, дернув за ходо­вой конец.

Рис. 101 «Мокрый» полуштык:

Рис. 102. Курьерский узел

«Мокрый» полуштык (рис. 101). Многие узлы, когда они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить. Имен­но для такой ситуации моряки и придумали узел с назва­нием «мокрый полуштык». Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно бы­стро отдать.

Курьерский узел (рис. 102). Он служит для тех же це­лей, что и мокрый полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают восьмеркой вокруг корен­ного конца, потом складывают его вдвое и просовывают в виде петли между петлями восьмерки и коренным концом. Этот узел развязывается не так быстро, как предыдущий.

Ведерный узел (рис. 103). Представьте себе, что альпи­нисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всего одна веревка, которая ему еще потребуется. Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку? Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рыв­ком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху. С помощью этого «дистанционно развязываемого» узла можно опустить из окна дома, например, ведро с во­дой, поставить его на землю и снова поднять веревку на­верх.

Пиратский узел (рис. 104). Принцип этого узла такой же, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля про­водится по-иному. Этими двумя оригинальными узлами с успехом могут пользоваться скалолазы, пожарные и строи­тели.

Рис. 103 Ведерный узел Рис. 104. Пиратский узел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: