В результате изучения данной дисциплины студенты должны

знать:

- задачи и объём первой помощи;

- юридические основы при оказании первой помощи;

- достоверные признаки клинической и биологической смерти;

- средства для оказания первой помощи;

- виды ран, осложнения ранений. Понятие об асептике и антисептике;

- виды кровотечений. Способы остановки кровотечений;

- признаки внутреннего кровотечения;

- признаки вывиха, растяжение связок;

- виды переломов и их осложнения;

- особенности оказания первой помощи при переломах различных локализации;

- особенности способов переноски и транспортировки поражённых;

- признаки синдрома длительного сдавливания. Последовательность в оказании первой помощи;

- виды сочетанных, комбинированных поражений и последовательность в оказании первой помощи;

- признаки ожога. Отморожения и способы оказания первой помощи;

- приёмы оказания первой помощи при переохлаждении организма;

- приёмы простейших реанимационных мероприятий;

- классификацию опасных химических веществ. Признаки поражения и способы оказания первой помощи;

- предельно допустимые дозы облучения и уровни радиации на местности;

- первые признаки лучевой болезни и её профилактику;

- особенности первой медицинской помощи при острых психических расстройствах;

- правила соблюдения личной гигиены при работе в различных чрезвычайных ситуациях;

- признаки различных инфекционных заболеваний и меры профилактики;

- правила работы спасателя при карантине и обсервации.

уметь:

- распознать признаки смерти;

- правильно применять основные средства для оказания первой помощи;

- оказывать первую помощь при ранениях различной локализации;

- владеть приёмами остановки наружного кровотечения;

- распознать признаки внутреннего кровотечения;

- провести простейшие противошоковые мероприятия;

- владеть способами первой помощи при вывихах, растяжениях связок и ушибах;

- использовать табельные и подручные средства иммобилизации при оказании первой помощи при переломах;

- владеть различными способами переноски и транспортировки, поражённых одним или двумя спасателями;

- определить степень жизнедеятельности конечности и оказать адекватную первую помощь;

- определить ведущее поражение при комбинированных и сочетанных повреждениях и оказать первую помощь в необходимой последовательности;

- оказывать первую помощь, исходя из степени ожога (отморожения);

- владеть различными способами искусственного дыхания и приёмами непрямого массажа сердца;

- вводить антидот. Пользоваться индивидуальным противохимическим пакетом, аптечкой индивидуальной, надеть противогаз на поражённого. Пользоваться средствами индивидуальной защиты;

- оказывать первую помощь на заражённой территории;

- оказывать первую помощь при острых психических расстройствах;

- провести дезинфекцию.

владеть:

­ способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

­ способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

­ способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

­ способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

­ способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

­ способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

­ различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

­ способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

­ способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы 108 часов.

№ п/п Раздел дисциплины   Се-ме-стр   Не- де-ля се-ме-стр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Все-го Лек-ции   Практ занят.   Само- стоят. раб.
1. Поражающие факторы, воз-никающие при авариях, ка-тастрофах, стихийных бед-ствиях и современных сред-ствах поражения. Первая помощь. Юридические ос-новы прав и обязанностей спасателей при её оказании.           -     Тест - контроль
2. Основы анатомии и физиологии человека             Тест - контроль
3. Средства оказания первой помощи       -     Тест - контроль
4. Первая помощь при ранениях и кровотечениях       -     Тест - контроль
5. Первая помощь при острых заболеваниях             Тест - контроль
6. Первая помощь при выви-хах и переломах костей.             Тест - контроль
Итого за 1-й семестр             зачёт
7. Основы сердечно-легочной реанимации.Вынос и транс-портировка поражённых из очагов поражения               Тест - контроль
  Первая помощь при ожогах отморожениях и несчастных случаях             Тест - контроль
9. Первая помощь при пора-жениях отравляющими и аварийными химическими веществами (ОВТВ) и радиационных поражениях             Тест - контроль
  10. Первая помощь поражён-ным с острыми расстрой-ствами психики             Тест - контроль
11. Основы гигиенических знаний и эпидемиологии             Тест-контроль
Итого за 2-й семестр              
Итого за курс             Зачёт

Тема 1. Поражающие факторы, возникающие при авариях, катастрофе,

стихийных бедствиях и современных средствах поражения.

Первая помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей при её оказании.

Ежегодно в России, в других странах на отдельных территориях (объектах) складывается обстановка, характеризующаяся человеческими жертвами, нанесением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей.

В зоне чрезвычайной ситуации возможно возникновение очагов поражения. Чрезвычайные ситуации оказывают существенно неблагоприятное влияние на жизнь и здоровье населения России. Так, в Российской Федерации только в 2010 г. произошло 1600 чрезвычайных ситуаций, в которых пострадали свыше 10 тыс. человек, 1621 из них погибли. Материальный ущерб составил 5,7 млрд. руб.

Причинами возникновения (источниками) чрезвычайных ситуаций являются аварии, катастрофы, опасные природные явления, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а в военное время, кроме того - применение противником современных средств поражения.

Поражающие факторы: механические, термические, химические, радиационные, биологические, психогенные. Их медико-тактические характеристики. Санитарные потери: величина и структура их.

В зонах чрезвычайных ситуаций осуществляется лечебно-эвакуационное обеспечение населения (ЛЭО в ЧС). ЛЭО в ЧС представляет совокупность своевременных последовательно проводимых в зоне ЧС мероприятий, включающая розыск пораженных (больных), оказание им экстренной медицинской помощи в сочетании с эвакуацией их в лечебные учреждения для последующего лечения. ЛЭО в ЧС подлежат все лица, получившие поражение в ЧС и нуждающиеся в помощи.

Экстренная медицинская помощь (ЭМП) пораженным в зонах ЧС включает первую помощь, первую медицинскую помощь (догоспитальную) и первую врачебную помощь.

В оказании первой помощи, в силу обстоятельств, посильное участие могут принимать и спасатели.

При возникновении среди населения, находящегося в зоне ЧС, одновременно (в короткий период времени) большого числа пораженных с разным характером и различной степени тяжести поражениями часто имеет место несоответствие между потребностью в медицинской помощи и возможностью ее оказания. Одним из мероприятий по устранению этого несоответствия является медицинская сортировка.

Юридические основы прав и обязанностей спасателей определены федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», другими нормативно-правовыми актами в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Контрольные вопросы:

1. Дать определение понятию - чрезвычайная ситуация.

2. Дать определение понятию - очаг поражения.

3. Дать определение понятию - авария.

4. Дать определение понятию – катастрофа.

5. Дать определение понятию - стихийное бедствие.

6. Какие виды техногенных аварий вы знаете, перечислить и охарактеризовать?

7. Какие виды природных аварий вы знаете, перечислить и охарактеризовать?

8. Что относится к поражающим факторам, перечислить и охарактеризовать?

9. Медико-тактическая характеристика очага поражения.

10. Виды медицинской помощи.

11. Задачи и объём первой помощи.

12. Обязанности спасателя по оказанию первой помощи.

13. Понятие о медицинской сортировке, эвакуации.

14. Юридические основы прав и обязанностей спасателя при оказании первой помощи.

Рекомендуемая литература:

1. Учебник спасателя, МЧС России, 2007 г.

2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для преподавателей ОБЖ.- М.: АСТ, 2006.

3. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Тема 2. Основы анатомии и физиологии человека.

Анатомия человека (от греческого – рассечение) - наука о форме и строении человеческого тела. Физиология (природа + учение) человека - наука о процессах, протекающих в организме человека.

Знание основ анатомии и физиологии человека (строения и функционирования его организма) позволят спасателям профессионально решать вопросы оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Организм человека представляет сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных, взаимодействующих между собой систем. Основными системами организма являются: костно - мышечная, кровообращения, дыхательная, пищеварительная, выделительная, нервная.

Контрольные вопросы:

1. Понятие об анатомии и физиологии человека.

2. Понятие об органах, системах организма.

3. Скелет и его функции.

4. Кости головы, конечностей, таза, позвоночник, грудная клетка, суставы верхних и нижних конечностей.

5. Мышечная система, сухожилия.

6. Органы и система кровообращения.

7. Понятие о кровообращении.

8. Количество крови в организме человека, свёртываемость её.

9. Значение своевременной остановки кровотечения.

10. Сердце, сосуды, их строение. Работа сердца.

11. Главнейшие артерии верхних и нижних конечностей, сонная артерия.

12. Определение мест прижатия важнейших артерий.

Рекомендуемая литература:

1. Учебник спасателя, МЧС России, 2007 г.

2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для преподавателей ОБЖ.- М.: АСТ, 2006.

3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний: Учебно-практическое пособие.- М.: АСТ, 2004.

Тема 3. Средства оказания первой помощи.

При оказании различных видов медицинской помощи используется медицинское имущество. Медицинское имущество – это совокупность специальных материальных средств, предназначенных для: оказания медицинской помощи, выявления (диагностики), лечения; профилактики поражений и заболеваний; проведения санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий; оборудования медицинских учреждений и медицинских формирований.

К медицинскому имуществу относятся: лекарственные средства; иммунобиологические препараты; перевязочные средства; дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные средства; шовный материал; предметы ухода за больными; медицинская техника; химические реактивы; лекарственное растительное сырье; минеральные воды.

Первая помощь по содержанию включает комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте поражения, или вблизи него, в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно - спасательных работ, в том числе спасателями.

Своевременная и правильно оказанная медицинская помощь спасает жизнь пораженным и предупреждает развитие неблагоприятных исходов.

В состав медицинского имущества, используемого для оказания первой помощи в зонах поражения, должны входить только такие специальные материальные средства, которые являются компактными, малогабаритными, не требующими источников энергообеспечения, всегда готовые к использованию.

Такими специальными медицинскими средствами являются табельные и подручные средства оказания первой помощи.

Контрольные вопросы:

1. Назначение, устройство и правила пользования аптечкой индивидуальной, пакетом перевязочным индивидуальным, санитарной сумкой, индивидуальным противохимическим пакетом, перевязочным материалом.

2. Наложение окклюзионных повязок с помощью ИПП.

3. Аптечка индивидуальная. Состав, правила пользования. Использование содержимого аптечки индивидуальной: для обезболивания, при отравлении ФОВ, для профилактики лучевых поражений, при первичной реакции ОЛБ, для профилактики инфекционных заболеваний.

4. Санитарная сумка, устройство, состав правила пользования

Рекомендуемая литература:

1. Учебник спасателя, МЧС России, 2007 г.

2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для преподавателей ОБЖ.- М.: АСТ, 2006.

3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний: Учебно-практическое пособие.- М.: АСТ, 2004.

Тема 4. Первая помощь при ранениях и кровотечениях.

В результате внешнего воздействия, в том числе воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, у человека может произойти повреждение организма (травма). Повреждение организма (травма) заключается в нарушении целости и функций тканей и органов человека. Поэтому эта тема включает в себя ниже перечисленные разделы. Общее понятие о закрытых и открытых повреждениях. Понятие о ране, опасность ранения (кровотечение, загрязнение раны, повреждение жизненно важных органов). Проникающие ранения черепа, груди, живота. Симптомы, первая помощь. Понятие об асептике. Виды перевязочного материала: марля, бинты, легнин, косынки, индивидуальный перевязочный материал, салфетки. Первичная повязка. Повязки на голову и шею, на глаза, лоб, ухо, волосистую часть головы, нижнюю челюсть, подбородок. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи. Сетчато-трубчатые повязки. Повязки на грудь, живот и промежности. Особенности оказания первой помощи и наложение окклюзионной повязки при проникающих ранениях грудной клетки с открытым пневмотораксом и живота. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи. Повязка верхних и нижних конечностей. Особенности наложения повязок зимой.

Все тело человека пронизано бесчисленным множеством кровеносных сосудов. Наиболее крупные сосуды, по которым кровь двигается от сердца, называются артериями, а к сердцу – венами. Самые тонкие сосуды человека называются капиллярами.

Кровотечение – это истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда, чаще всего наступающее в результате его повреждения. Кровотечение бывает травматическим и при некоторых заболеваниях (туберкулез, язвенная болезнь желудка, рак и др.). Во втором случае сосуд разъедается болезнью. Основным признаком любой раны является травматическое кровотечение. Удар, разрез, укол, укус нарушают стенки сосудов, что вызывает истечение крови из них. Если в этот момент пострадавшему не будет оказана помощь и остановлена кровопотеря, то у него наступит потеря сознания в связи с обескровливанием мозга, пульс исчезает, давление крови не определяется, появляются судороги, непроизвольное мочеотделение. Если не принять экстренных мер, то наступает смерть больного, потерявшего много крови, можно спасти, но для этого необходимо принять срочные меры.

В случае терминального состояния пострадавшего и остановке сердца следует провести оживление его методом непрямого массажа сердца и как можно быстрее доставить в лечебное учреждение.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о ране, опасность ранения (кровотечение, загрязнение раны, повреждение жизненно важных органов).

2. Проникающие ранения черепа, груди, живота. Симптомы, первая медицинская помощь.

3. Понятие об асептике. Виды перевязочного материала: марля, бинты, легнин, косынки, индивидуальный перевязочный материал, салфетки. Первичная повязка.

4. Повязки на голову и шею, на глаза, лоб, ухо, волосистую часть головы, нижнюю челюсть, подбородок.

5. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи. Сетчато-трубчатые повязки.

6. Повязки на грудь, живот и промежности.

7. Особенности оказания первой помощи и наложение окклюзионной повязки при проникающих ранениях грудной клетки с открытым пневмотораксом и живота. Наложение этих повязок в порядке само- и взаимопомощи.

8. Повязка верхних и нижних конечностей.

9. Особенности наложения повязок зимой.

10. Кровотечение и его виды.

11. Способы временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие

артерии, наложение давящей повязки, закрутки жгута.

12. Изготовление его из подручных средств.

13. Первая помощь при кровотечении из внутренних органов.

Рекомендуемая литература:

1. Учебник спасателя, МЧС России, 1997 г.

2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний: Учебно-практическое пособие.- М.: АСТ, 2004.

3. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Тема 5. Первая помощь при острых заболеваниях.

Кровоснабжение всего сердца, в том числе и миокарда, происходит из двух венечных артерий, которые начинаются от аорты. Эти венечные артерии получили название коронарных сосудов (от лат. коронарно-венечный).

Термин "коронарная недостаточность" или недостаточность коронарного кровообращения употребляют для обозначения недостаточного, не соответствующего физиологическим потребностям миокарда, снабжения его артериальной кровью через коронарные сосуды вследствие их поражения. Коронарная недостаточность, возникающая внезапно, иногда даже неожиданно и для больного и для врача, получил название острой коронарной недостаточности. Основными проявлениями острой коронарной недостаточности являются: стенокардия, инфаркт миокарда. Они сопровождаются болью в области сердца и загрудинной болью.

Острая сосудистая недостаточность вызывается резким падением уровня активности (тонуса) мелких артерий, развивающимся в результате нарушения связи их нервов с центральной нервной системой или непосредственного их поражения.

Инсульт, или мозговой удар, или апоплексия - это острое нарушение кровообращения в головном и спинном мозге, вызванное кровоизлияниями в мозг или закупоркой кровеносных сосудов мозга (тромбозом). Кома не является самостоятельным заболеванием, она возникает либо как осложнение ряда заболеваний, сопровождающимися значительными изменениями условий функционирования центральной нервной системы, либо при повреждении головного мозга (например, при тяжелой черепно-мозговой травме).

Асфиксия (удушье) – остро или подостро развивающееся и угрожающее жизни состояние, обусловленное недостаточностью газообмена в легких, резким снижением содержания в организме кислорода и накоплением углекислоты.

Почечная колика проявляется сильными приступообразными болями с характерной иррадиацией

Контрольные вопросы:

1. Острая коронарная недостаточность.

2. Стенокардия.

3. Инфаркт миокарда, кардиогенный шок.

4. Острая сосудистая недостаточность.

5. Асфиксия (механическая).

6. Почечная колика.

7. Острые нарушения мозгового кровообращения.

8. Кома. Симптомы. Первая помощь.

Рекомендуемая литература:

1. Инструкция по неотложной помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениях, часть 1, М, 2010 г.

2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для преподавателей ОБЖ.- М.: АСТ, 2006.

3. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Тема 6. Первая помощь при вывихах и переломах костей.

Ушибы возникают при падении, ударах тупым предметом; при этом повреждаются мягкие ткани, нередко разрываются мелкие кровеносные сосуды – образуется кровоподтек (синяк). При значительном ушибе с кровоподте­ком, кроме прикладывания холода, необходимо создать приподнятое положение и обеспечить покой. Наиболее часто встречающиеся повреждения после ушибов - повреждения опорно-двигательного аппара­та, к ним относятся растяжения связок и вывихи.Вывих - это полное, стойкое смещение суставных концов костей так, что они перестают соприкасаться, вызывая нарушение функции сустава.

Кости являются опорным остовом организма челове­ка, а совокупность всех костей составляетскелет. Кость состоит из костной ткани, костного мозга, суставных хрящей, кровеносных сосу­дов и нервов. Кости выполняют в организме механиче­скую и биологическую функции. К механической отно­сятся: функции опоры и движения тела, защита органов и систем от внешних повреждений. Так, головной мозг защищен довольно прочными костями черепа, спинной мозг - позвоночником, внутри которого он находится, сердце и легкие - грудной клеткой.

Переломом называется полное или частичное нару­шение целости кости под воздействием внешней силы.

Шины применяются в любом случае создания непод­вижности поврежденной части тела с целью обеспече­ния покоя. Они используются при вывихах, переломах, повреждениях нервов, ранениях крупных сосудов и об­ширных ожогах. Шины делятся на фиксирующие и сочетающие фик­сацию с вытяжением. Из фиксирующих шин распро­странены фанерные, проволочные лестничные, доща­тые и картонные. К шинам с вытяжением относят шину Дитерихса, ЦИТО и т.д.

Переломы ребер возникают при сильных прямых ударах в грудь, сдавлении грудной клетки, падении с высоты, в исклю­чительных случаях - при кашле и чихании.

Переломы костей черепа возникают при прямом ударе по голове тяжелым предметом, сдавлении, падении с высоты (часто в состо­янии алкогольного опьянения), автомобильных авари­ях.

Переломы позвоночника возникают при прямом ударе по голове тяжелым предметом, сдавлении, падении с высоты (часто в состо­янии алкогольного опьянения), автомобильных авари­ях.

Контрольные вопросы:

1. Причины, признаки и оказание первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях и вывихах.

2. Ушибы мягких тканей в сочетании с переломами костей.

3. Понятие о переломах.

4. Виды и признаки переломов.

5. Виды транспортных шин, подручные средства.

6. Способы оказания первой помощи при вывихах, переломах костей конечностей, рёбер, костей черепа, позвоночника и таза.

7. Способы транспортировки при различных переломах.

Рекомендуемая литература:

1. Учебник спасателя, МЧС России, 2007 г.

2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний: Учебно-практическое пособие.- М.: АСТ, 2004.

3. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Тема 7. Основы сердечно - легочной реанимации. Вынос и

транспортировка поражённых из очагов поражения.

При проведении поисково-спасательных работ спасатель может обнаружить пораженных с крайне тяжелым общим состоянием, которое, в первую очередь, характеризуется выраженными расстройствами дыхания (частое и поверхностное либо очень редкое); затмением (почти отсутствием) или отсутствием сознания; расстройством сердечно - сосудистой системы (снижение давления и пульса); понижением температуры тела.

Состояние пораженного, для которого характерны тяжкие расстройства жизненно важных систем (в первую очередь сердечно - сосудистой и дыхательной), требующие экстренного восстановления с проведением специальных медицинских мероприятий - называется терминальным (критическим) состоянием. В условиях чрезвычайной ситуации при выполнении аварийно-спасательных работ и обнаружении пораженных с терминальными состояниями спасатели осуществляют сердечно-легочную реанимацию. Она заключается в восстановлении дыхания и сердечной деятельности.

Согласно сформировавшейся в России системе лечебно-эвакуационного обеспечения в чрезвычайных ситуациях после оказания пораженным первой помощи непосредственно в очаге поражения пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

При всех видах транспортировки пораженные должны перемещаться в определенных положениях (позах), в зависимости от травмы облегчающих их страдания.

При массовом поражении людей перед транспортировкой производится медицинская сортировка пораженных, а также устанавливается очередность транспортировки.

Для быстрой доставки пораженных в лечебные учреждения или при транспортировке их на значительные расстояния используется специальный медицинский или обычный транспорт. При невозможности выдвижения транспорта к очагам (участкам) санитарных потерь организуется вынос пораженных на носилках до места возможной погрузки на транспорт. Учитывая неблагоприятное влияние транспортировки на состояние пораженных, необходимо стремиться к ее смягчению за счет использования наиболее щадящих видов транспорта (водный, железнодорожный, авиационный). Четкое и правильное заполнение форм медицинской документации, сопровождающей пораженного (медицинская карточка первичного учета пораженных, эвакопаспорт, повагонная ведомость, маршрутный лист), содействует более успешной эвакуации пораженных по направлению и назначению.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о реанимации.

2. Терминальные состояния, определение признаков клинической и биологической смерти.

3. Определение объёма и последовательности реанимационных мероприятий.

4. Проведение искусственного дыхания методами «рот ко рту», «рот к носу», с помощью воздуховода.

5. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации одним и двумя спасателями.

6. Размещение типового санитарного оборудования на транспортных средствах (в железнодорожных вагонах, теплоходах, самолётах, автобусах, автомашинах) для перевозки поражённых.

7. Погрузка и размещение поражённых внутри транспортных средств.

8. Носилки, виды их, лямки, их использование.

9. Вынос поражённых с использованием подручных средств, на руках, спине.

10. Переноска поражённых одним или двумя спасателями.

Рекомендуемая литература:

1. Учебник спасателя, МЧС России, 2007 г.

2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний: Учебно-практическое пособие.- М.: АСТ, 2004.

3. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Тема 8. Первая помощь при термических ожогах, отморожениях и несчастных случаях.

Ожоги - повреждения тканей, возникающие от местного термического, химического или лучевого воздействия. При ожогах страдает, прежде всего, кожа, выполняющая в организме ряд важных функций. Она регулирует температуру тела, выделяет из организма некоторую часть продуктов обмена веществ, предохраняет организм от проникновения болезнетворных бактерий. При обшир­ных ожогах может развиться шок.

Охлаждение организма – это состояние человека, вызванное воздействием холода в условиях преобладания теплоотдачи организма над поступлением тепла в организм, что приводит к понижению температуры тела (гипотермии) – до 35°С и ниже.

Отморожение это повреждение тканей тела человека в результате воздействия низких (обычно ниже 0°С) температур.

Причины отморожения те же, что и охлаждения – длительное воздействие холода, ветер, повышенная влажность, тесная и мокрая одежда или обувь, неподвижное положение, плохое общее состояние организма.

Частое охлаждение организма может переходить в отморожение.

Утопление- это острое патологическое состояние, развивающееся при случайном или преднамеренном погружении в жидкость с последующим развитием острой дыхательной и сердечной недостаточности, в результате попадании жидкости в дыхательные пути. Утопление возможно при купании в водоемах, при наводнениях, авариях судов и т.п.

Различают белую и синюю асфиксии.

При белой асфиксии происходит спазм голосовых связок, они смыкаются и вода в легкие не попадает, но и воздух не проходит. При синей асфиксии (истинное утопление,) вода заполняет дыхательные пути и легкие, тонущий борясь за свою жизнь, делает судорожные движения и втягивает в себя воду, которая препятствует поступлению воздуха.

Тепловой удар - это остро развившееся болезненное состояние, обусловленное нарушением терморегуляции организма в результате длительного воздействия высо­кой температуры внешней среды. Тепловой удар может возникнуть в результате пребывания в помещении с вы­сокой температурой и влажностью, во время длительных маршей в условиях жаркого климата, при интенсивной физической работе в душных, плохо проветриваемых помещениях.

Солнечный удар - возникает при воздействии прямых солнечных лучей на незащищенную голову. Ежегодно в мире от поражения электрическим током погибает более 25000 человек.

Около 60% электротравм происходит на производстве и 40% - в быту.

Особенность поражения электрическим током – отсутствие внешних признаков опасности, которые человек мог бы обнаружить с помощью органов чувств. Действие электрического тока проявляется не только в месте контакта тела человека с токоведущей частью электроустановки, но и на всем пути движения тока в теле человека.

Контрольные вопросы:

1. Ожоги, их причины, признаки, виды и классификация.

2. Отморожение, причины, признаки, виды и их классификация.

3. Профилактика ожогов и отморожений.

4. Первая помощь при термических ожогах.

5. Ожоги от воздействия агрессивных сред.

6. Первая помощь при отморожениях.

7. Общее охлаждение, особенности оказания первой помощи при нём.

8. Первая помощь при утоплении.

9. Белая и синяя асфиксия.

10. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией.

11. Профилактика теплового и солнечного удара. Первая помощь

Рекомендуемая литература:

1. Учебник спасателя, МЧС России, 1997 г.

2. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний: Учебно-практическое пособие.- М.: АСТ, 2004.

Тема 9. Первая помощь при поражениях отравляющими и

аварийными химическими опасными веществами (ОВТВ) и

радиационных поражениях.

В данной теме приводится классификация этих веществ по действию на организм человека, а также рассматриваются вопросы оказания первой помощи пораженным.

В настоящее время по характеру действия на организм на организм человека все отравляющие и аварийные химически опасные вещества (АХОВ) делятся на семь групп: нервно - паралитические, раздражающие, удушающие, кожно-нарывные, общетоксические, наркотические и прижигающие.

В зависимости от того, какое АХОВ было причиной поражения, в перечисленные мероприятия первой медицинской помощи включаются дополнительные, направленные непосредственно на уменьшение признаков поражения, характерные для данного АХОВ.

При оказании первой помощи используют антидоты.

При радиационных авариях, сопровождающихся выходом ионизирующего излучения и радиоактивных веществ за установленные границы радиационно-опасного объекта в количествах, превышающих пределы безопасности его эксплуатации, происходит облучение населения и радиоактивное загрязнение окружающей среды.

Под влиянием ионизирующих излучений в организме человека происходит повреждение клеток тела или их гибель, вследствие чего возникают биологические процессы, приводящие к нарушению жизненных функций различных органов, главным образом органов кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, что может привести к заболеванию человека.

Общее внешнее облучение организма, облучение крупных частей туловища или головы при больших дозах ионизирующих излучений может привести к лучевой болезни.

С целью снижения поступления внутрь и отложения в организме человека радиоактивного йода проводится лекарственная профилактика населения и спасателей. При проведении аварийно-спасательных работ, в том числе и при оказании пораженным медицинской помощи на загрязненной местности трудно создать условия, предохраняющие участников АСР от облучения.Поэтому при таких работах устанавливаются допустимые дозы облучения на тот или иной промежуток времени, которые не должны вызывать у людей радиационных поражений. С этой же целью осуществляется групповой и индивидуальный контроль облучения.

Контрольные вопросы:

1. Отравляющие и аварийные химические опасные вещества, их классификация по действию на организм.

2. Признаки поражения.

3. Антидоты.

4. Средства защиты.

5. Оказание первой помощи.

6. Особенности оказания помощи при отравлении продуктами горения.

7. Использование аптечки индивидуальной.

8. Антидотная терапия.

9. Лучевая болезнь, начальные её признаки.

10. Оказание первой помощи.

11. Профилактические мероприятия, способствующие увеличению сопротивляемости организма спасателя к воздействию проникающей радиации в очаге.

12. Особенности оказания первой помощи поражённым на загрязнённой местности.

13. Использование аптечки индивидуальной.

Рекомендуемая литература:

1. Учебник спасателя, МЧС России, 2007 г.

2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для преподавателей ОБЖ.- М.: АСТ, 2006.

3. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Тема 10. Первая помощь поражённым с острыми расстройствами

психики.

Особой функцией мозга человека является отражение им окружающего мира (объективной действительности), его познание и осуществление на этой основе регуляции поведения человека. Эта функция мозга человека получила название психической деятельности, или психики (от греческого – душевный).

Познание действительности человеком начинается с живого созерцания предметов и явлений, воздействующих на органы чувств, и отражается человеком в виде ощущений, восприятий и представлений. От этого непосредственного отражения действительности человек переходит к мышлению, осуществляемому с помощью мозга и языка. Объективная действительность отражается в мозгу человека и в виде чувств. В деятельности человека находят проявления разнообразные психические свойства личности – особенности памяти, воображения, мышления, волевые качества, интеллект, склонности, способности, характер.

Будучи обусловлена жизнью, психика человека играет в ней важную роль. Она побуждает человека к действиям и регулирует их.

При острых и хронических инфекциях, отравлениях, ушибах и сотрясениях головного мозга, заболевании внутренних органов, психических потрясениях могут возникать поражения психической деятельности головного мозга, при которых нарушается отражение реального мира. Возникают психические расстройства или психозы.

При оказании помощи пострадавшим с расстройствами психики необходимо учитывать положения закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" № 3186-1 от 2.07.92 г.

Контрольные вопросы:

1. Признаки расстройства психики у поражённых в очагах чрезвычайных ситуаций.

2. Первая помощь, особенности её оказания.

3. Правила ухода и транспортировки.

Рекомендуемая литература:

1. Инструкция по неотложной помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениях, часть 1, М, 2010 г.

2. Учебник спасателя, МЧС России, 2007 г.

3. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Тема 11. Основы гигиенических знаний и эпидемиологии.

В медицинской подготовке спасателей важное место принадлежит изучению сущности профилактических предупредительных мероприятий, направленных на сохранение здоровья – гигиене и эпидемиологии.

Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина о закономерностях изменения здоровья, путях и способах его улучшения, а также о мерах предупреждения заболеваний. Выдающийся русский терапевт Г.А.Захарьин (1829-1897 гг.) высоко «оценивал гигиенические сведения», т.е. гигиеническое воспитание: «Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Понятно поэтому, что гигиенические сведения необходимее, обязательнее для каждого, чем знание болезней и их лечения».

В Советское время гигиенические мероприятия, направленные на укрепление здоровья, стали проводиться еще шире, а профилактическое направление стало главным направлением советской медицины.

В годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. четкая организация всей системы профилактической службы страны и армии позволили избежать появления массовых инфекционных болезней, сохранить здоровье десяткам миллионов советских людей, как в тылу, так и на фронте.

После войны медицинская служба обобщила опыт гигиенического и противоэпидемического обеспечения и разработала на этой основе новые рекомендации, направленные на сохранение здоровья людей с учетом воздействия на них радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Большое внимание в этой связи - уделяется гигиеническому воспитанию личного состава. Значение гигиенического воспитания особенно важно в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, когда строгое соблюдение правил гигиены позволяет эффективно защитить организм спасателя от воздействия многих поражающих факторов или существенно ослабить это воздействие.

Гигиеническое воспитание включает обучение правилам и навыкам здорового образа жизни, важными составными частями которого являются личная и общественная гигиена.

Инфекционные (заразные) болезни – это заболевания, которые связаны с внедрением в организм человека болезнетворных (патогенных) микроорганизмов – микробов. Для которых основным общим признаком является возможность передачи их от зараженного организма здоровому.

Инфекционные болезни относятся к числу заболеваний, встречавшихся уже со времен глубокой древности. Народы древних стран на собственном горьком опыте опустошительных эпидемий убеждались в заразительности инфекционных болезней, в необходимости активно бороться с ними.

Пользуясь микроскопом, Левенгук открыл новый, до этого неведомый мир мельчайших микроорганизмов – микробов.

Микробы обнаруживались всюду: в почве, в воде, в воздухе, на коже и слизистых оболочках человека и животных, на листьях деревьев и на траве, на любых предметах.

Русский ученый И.И. Мечников внес большой вклад в исследование и установление возбудителей ряда инфекционных болезней, разработал теорию невосприимчивости (иммунитета) к заразным болезням.

Родилась новая наука – эпидемиология, которая изучает причины и закономерности массового распространения однородных инфекционных заболеваний (эпидемий) и разрабатывает меры борьбы по предупреждению эпидемий и по их ликвидации.

Теперь уже точно установлено, что возбудителями инфекционных болезней являются болезнетворные микроорганизмы – патогенные микробы. Эти микробы подразделяются на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки.

К особо опасным инфекциям относят заболевания, возбудители которых отличаются высокой вирулентностью, устойчивостью во внешней среде, длительной выживаемостью в пищевых продуктах и воде, на предметах обихода и могут передаваться различными путями. К ним относятся: чума (легочная форма), холера, сибирская язва, оспа, ботулизм.

Контрольные вопросы:

1. Личная гигиена и её значение в сохранении здоровья спасателя.

2. Значение личной гигиены в мероприятиях по защите человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

3. Гигиена одежды, обуви, снаряжения.

4. Меры защиты продуктов питания от порчи, загрязнения, заражения.

5. Определение заражённости тары, продуктов.

6. Требования, предъявляемые к качеству воды, потребность её для организма.

7. Индивидуальное обеззараживание воды во флягах с помощью специальных таблеток.

8. Размещение в полевых условиях, выбор места.

9. Способы утепления, отопления.

10. Вентиляции и уборки помещений, в которых размещаются спасатели.

11. Устройство и оборудование туалета и умывальной комнаты.

12. Инфекционные заболевания, источники, причины, пути распространения.

13. Возбудители инфекционных заболеваний.

14. Пути заражения: контактный, пищевой, водный, капельно-пылевой, трансмиссивный.

15. Понятие об особо опасных инфекциях, эпидемии.

16. Особенности работы спасателя в очагах особо опасных инфекций.

Рекомендуемая литература:

1. Учебник спасателя, МЧС России, 2007 г.

2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для преподавателей ОБЖ.- М.: АСТ, 2006.

3. Петровский В.И. Первая медицинская помощь. Популярная энциклопедия. М. Науч. Изд. «Большая Российская энциклопедия», 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: