Правовое положение лиц, отбывших наказание, оказание им помощи и контроль за освобожденными

Освобождение от отбывания наказания (основного и дополнительного) влечет за собой отмену всех правоограничении, составлявших содержание уголовного наказания. Вместе с тем согласно ст. 179 УИК РФ лица, отбывшие наказание несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость.

Сущность института судимости и его уголовно-правовые последствия определяются уголовным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ состояние судимости возникает у гражданина со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и продолжается до момента погашения или снятия судимости. Лицо считается судимым как в период отбывания наказания, так и в течение определенного срока после отбывания наказания. Юридическое значение судимости заключается в том что она выступает основанием применения некоторых правоограничении, предусмотренных федеральными законами. В юридической литературе такие правоограничения подразделяют на две группы: уголовно-правовые и общеправовые. Судимость в соответствии с уголовным законом учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ч. 1 ст. 86 УК рф).

Общеправовыми последствиями называют правоограничения установленные нормами иных федеральных законов, в отношении лиц, имеющих неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость. Они имеют ярко выраженную профилактическую направленность. Такие ограничения установлены при принятии на службу в органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, в качестве судей, прокуроров и иных категорий работников. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об оружии» запрещается выдавать лицензии на приобретение оружия лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления. В других сферах деятельности, где отсутствуют подобные ограничения, правовой статус лиц, отбывших наказание, не отличается от правового положения остальных граждан Российской Федерации.

В литературе отмечается, что социально-правовое значение судимости в настоящее время значительно снизилось*. Она не является серьезным препятствием для успешной социальной адаптации лиц, отбывших наказание, в том числе в их бытовом и трудовом устройстве. Если освобожденный от наказания и имеющий судимость не совершает новых преступлений, не пытается поступить в правоохранительные органы или приобрести в личное пользование оружие, то фактически его правовой статус не отличается от общегражданского. Следует также подчеркнуть, что нормами уголовного закона предусмотрены возможности досрочного снятия судимости по решению суда или актами помилования и амнистии.

* См.: Уголовно-исполнительное право. Учебник. М., 1997. С. 537.

Если восстановление правового статуса освобождаемого до статуса обычного гражданина в основном зависит от поведения самого лица и происходит зачастую автоматически, то для восстановления своего социально-экономического положения ему необходима помощь, а также контроль. В особенности это касается бытового и трудового устройства освобождаемых от ограничения свободы, ареста и лишения свободы.

Опыт показал, что отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Поэтому закон возлагает на администрацию ИУ обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Практика накопила богатый опыт организации работы по подготовке осужденных к освобождению (организация разнообразных школ, проведение специальных занятий, циклов лекций, бесед и т.п.)*. Закон специально подчеркивает (ч. 2 ст. 180 УИК РФ), что с осужденными в этой связи проводится воспитательная работа, разъясняются их права и обязанности. Кроме официальных мероприятий, проводимых администрацией учреждения, исполняющего наказание, осужденный в соответствии с пунктом «а» ч. 1 ст. 97 УИК РФ может выехать в краткосрочный отпуск для решения вопросов бытового и трудового устройства.

* См.: Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право. Курс лекций. М., 1996. С. 122.

Проблемам бытового и трудового устройства лиц, отбывших наказание, уделяется внимание и в ходе исполнения наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 180 УИК РФ не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости об избранном осужденным месте жительства после предстоящего освобождения, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Особые проблемы с трудовым и бытовым устройством возникают у лиц престарелого возраста, утративших не только трудоспособность, но и все социально полезные связи. Закон установил, что осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, а также осужденные пенсионного возраста, по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в специальные дома инвалидов и престарелых.

Статья 182 УИК РФ продублировала конституционно закрепленные права граждан на труд, жилище, получение социальной помощи (ст. 37, 39, 40 Конституции РФ), подчеркнув тем самым трудности в их реализации в условиях сложившейся социально-экономической ситуации в стране, а также их важность в отношении лиц, отбывавших наказания, связанные с изоляцией от общества. Отдельные положения указанных норм нашли свое закрепление в иных законах и нормативных правовых актах.

Так, Федеральный закон «О занятости населения» относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой. В соответствии с совместным указанием МВД и Федеральной службы занятости от 28 сентября 1992 г. лица, освобожденные от наказания, имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости на местах.

В период вынужденной безработицы лицо, освобожденное от наказания и зарегистрированное в службе занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от его среднего заработка в период отбывания наказания, но не менее установленного размера минимальной заработной платы.

Бытовое устройство освобождаемых, не имеющих собственного жилья, является особенно сложным вопросом. Многие осужденные утратили право на жилье в связи с ранее действовавшей нормой о потере права на жилье лицами, осужденными к лишению свободы. Теперь в связи с признанием ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР неконституционной, освобожденные от отбывания наказания (как и осужденные, находящиеся в местах лишения свободы) вправе обратиться в соответствующие органы о восстановлении их права на утраченную жилую площадь.

Наличие у освобожденного жилой площади до осуждения, согласие проживающих там на регистрацию и отмена ограничений в ней служат основанием для возвращения его для проживания по прежнему месту жительства.

В целях решения жилищных вопросов освобожденных в ряде регионов созданы центры социальной реабилитации, предназначенные в том числе и для решения вопросов временного проживания лиц, не имеющих жилья.

Специфика правового положения лиц, освобожденных от отбывания наказания заключается и в том, что определенное время они находятся под контролем как со стороны органов государства, так и общественности. В юридической литературе такой контроль именуют «криминологическим», «профилактическим», «постпенитенциарным» и т.д. Его сущность заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, доведении до компетентных органов сведений о недостойном поведении лица, оказании ему посильной помощи и т.д. Иногда контролирующий субъект наделен законодателем правом самостоятельного применения профилактических мер.

Осуществление контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания и имеющими судимость, предусмотрено различными федеральными законами и ведомственными нормативными актами.

Уголовный кодекс РФ (ч. 6 ст. 79) предусматривает контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно в течение неотбытой ими части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других категорий освобожденных - «уполномоченным на то специализированным органом». Например, за женщинами, получившими отсрочку отбывания наказания, контрольные функции выполняют уголовно-исполнительные инспекции.

Указанные функции выполняют профилактические службы органов внутренних дел, инспекции по делам несовершеннолетних, участковые инспекторы, комиссии по делам несовершеннолетних, администрации трудовых коллективов и др. В ходе этого контроля проверяется, как условно-досрочно освобожденный выполняет обязанности, возложенные на него в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ (не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления компетентного органа, не посещать определенные места, пройти курс лечения и т.д.).

Наряду с постпенитенциарным контролем, который может касаться всех лиц, освобожденных от отбывания наказания, в отношении освобожденных, поведение которых дает основание опасаться рецидива преступлений с их стороны, может применяться административный надзор: в отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц, которые были ранее осуждены за совершение преступлений при особо опасном рецидиве; за тяжкие преступления 2 или более раз к лишению свободы за особые умышленные преступления либо ранее освобождавшиеся из мест лишения свободы условно-досрочно и вновь совершившие умышленное преступление в течение неотбытой части наказания. В рамках осуществления административного надзора к освобожденным могут применяться следующие ограничения: а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; б) запрещение выезда за пределы района (города); в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города); г) обязательная явка в милицию для регистрации от одного до 4 раз в месяц. Ограничения могут быть применены в полном объеме или частично в зависимости от поведения, образа жизни, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного. Административный надзор устанавливается по месту жительства освобожденного на срок от 6 месяцев до одного года. В случае необходимости он может быть продлен каждый раз до 6 месяцев, но не свыше сроков судимости. Предусматривается и возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту. За уклонение от выполнения правил административного надзора гражданин может быть привлечен к административной ответственности по ст. 167 Кодекса об административных правонарушениях.

Уголовно-исполнительное законодательство подробно регулирует порядок выбытия осужденного из учреждения или органа, исполняющего наказание, и проезда до выбранного им места жительства.

В соответствии со ст. 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения, в целях способствования им в адаптации к условиям жизни открытого общества в особенности при выходе на свободу, а также из соображений гуманности и профилактики правонарушений им оказывается материальная помощь в разных формах: освобождаемые обеспечиваются бесплатным билетом до конечного пункта назначения и продуктами питания или, по их желанию, деньгами на проезд по установленным нормам. Обычно освобождаемым оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах. Однако с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (каюты третьего класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием, исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.

При отсутствии у освобождаемого на лицевом счете денег ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом месячного заработка, если иное не установлено нормативными правовыми актами. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, за счет финансовых поступлений из благотворительных организаций.

При отсутствии у освобождаемого из мест лишения свободы необходимой по сезону одежды и обуви либо средств на ее приобретение он обеспечивается одеждой и обувью за счет государства.

Закон не обязывает администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, ставить заранее в известность родственников осужденного или иных лиц о времени его освобождения. Исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющие малолетних детей, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об освобождении в известность ставятся органы опеки и попечительства, органы здравоохранения. При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденных названных категорий, они направляются к месту жительства в сопровождении работника ИУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: