Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами. Неполнота спецификации трактуется как «размывание» прав собственности. Это размывание может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они попадают под разного рода ограничения, главным образом со стороны государства. Помимо ограничений существует расщепление прав собственности. В отличие от ограничений расщепление правомочий усматривается в том, что экономические агенты получают возможность специализироваться в реализации того или иного частичного правомочия, что повышает эффективность их использования (в праве управления или праве рапоряжения капитальной стоимостью ресурса).
Сформулируйте теорему Коуза.
|
|
Если права собственности четко специфицированы, то есть четко определены границы правомочий хозяйствующих субъектов, и исполняются, то становится возможным решение спорных вопросов между сторонами по нанесению ущерба от использования этой собственности без привлечения третьей стороны (государства), поскольку в данном случае трансакционные издержки будут меньше.
23) 20. задачи.
Институциональная природа государства.
На протяжении большей части экономической истории господствовал тип обмена, характер. Персонифицированными отношениями сторон в процессе мелкого производства и местной торговли. Такой обмен отличается повторяемостью, культурной гомогенностью и отсутствием контроля и принуждения со стороны третьих лиц.
С развитием общества обмен становился разнообразнее, больше происходило актов обмена, выходящих за рамки ранее установленных ограничений. Такой неперсонифицированный обмен позволил расширить рынок и реализовать выгоды более сложного производства и сделок. Более сложные соглашения способствовали формированию доп.институтов. Высокие издержки неперсониф.обмена, в свою очередь, явились причиной создания более эффективных форм организации, что привело к формированию гос-в и росту роли специализированных институтов в защите купцов и принятию торговых кодексов. Т.О., появляется 3-я форма обмена – неперсонифиц. Обмен с контролем, осущ. третьей стороной.
Основные формы оппортунистического поведения (оппортунизм и отлынивание) как факторы роста трансакционных издержек. Дать определение оппортунистического поведения агентов. Дать определение понятия «отлынивание».
|
|
Оппортунистическое поведение – стремление индивида к личной выгоде с использованием коварства, включающего просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути, обману, скрытию информации и другие действия, мешающие реализации интересов организации (в т.ч. и государства).
Речь идет о любых формах нарушения взятых на себя обязательств, например уклонении от условий контракта. Индивиды, максимизирующие полезность, будут вести себя оппортунистически (скажем, предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества), когда это сулит им прибыль. В неоклассической теории для оппортунистического поведения не находилось места, поскольку обладание совершенной информацией исключает его возможность.Поведенческая неопределенность является одним из важнейших компонентов неопределенности внешней среды и значительно осложняет осуществление трансакций. В силу того, что вероятность совершения индивидом оппортунистического поступка не может быть оценена и рассчитана заранее и в полном объеме, становится невозможным запланировать сумму издержек, связанных с заключением таких сделок.
Проводимые О. Уильямсоном исследования экономической организации учитывали влияние на ее развитие таких условий, как ограниченная рациональность, оппортунизм и специфичность активов. Неопределенность является следствием каждого из перечисленных условий. Особое внимание Уильмсон уделяет такому феномену, как оппортунизм – преследование личного интереса с использованием коварства.Различают две основные формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая – для рыночных сделок. Интересно рассмотреть такую форму поведения как "отлынивание" - форма постконтрактного оппортунистического поведения, основанная на возможности уменьшения собственником ресурса вклада в производимый продукт без соответствующего уменьшения его индивидуального дохода на основе стратегического манипулирования информацией о совершаемых действиях.
24) Отлынивание - форма постконтрактного оппортунистического поведения, основанная на возможности уменьшения собственником ресурса вклада в производимый продукт без соответствующего уменьшения его индивидуального дохода на основе стратегического манипулирования информацией о совершаемых действиях.