Рынок несовершенной конкуренция: перечислить организационные структуры рынка несовершенной конкуренции, раскрыть присущие им общие характеристики

Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. На таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.

Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:
- низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);
- наличие государственных патентов и лицензий;
- исключительные права на важнейшие источники сырья;
- предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).
Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей.

Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из 3-4 фирм, называется "жесткой"; состоящая из 4—9 фирм, на долю которых приходится 70-80% рынка, называется "аморфной". Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж.

Помимо этих трех основных типов (моделей) существуют и другие модели рынка несовершенной конкуренции.
- дуополия - рыночная ситуация, при которой на рынке функционирует лишь два производителя;
- монопсония - рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель;
- дуопсония - рыночная структура, при которой на рынке имеется лишь два покупателя, но много продавцов;
- олигопсония - рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: