Понятие государственной должности

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно - правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

В Федеральном Законе "Об Основах государственной службы Российской Федерации" дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой - негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязательств. [2; с. 4]

К числу "иных" государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный Банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, Счетная палата, прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченного по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий. [1; с. 9]

Государственная должность - это "первоэлемент", "кирпичик" государственной организации. Это понятие означает часть государственной власти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность. Государственным служащим является лицо, замещающее должность в установленном порядке; оно включается в штат служащих, получает - соответствующий квалификационный разряд (ранг, классный чин, звание) и занимает свое место в иерархии государственной администрации.

Таким образом, государственная должность характеризуется следующими признаками:

1) является частью организационной структуры государственного органа; 2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в нормативных правовых актах. [3; с. 208] С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. Она является независимой от самого государственного служащего, то есть от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах. Государственный служащий не является "собственником" занимаемой им должности. При осуществлении должностных функций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах служебные функции и задачи.

Государственная должность содержит основную функцию, выполняемую государственным служащим. Наименование государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального государственного служащего; ее назначение - обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень - главная государственная должность; замещается в порядке назначения. Наименование "главный специалист администрации области" - отражает другие признаки: это должность государственного служащего субъекта Российской Федерации, а именно области; ее назначение - выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая государственная должность; замещается в порядке конкурса. [5; с. 79]

Установлены четкие границы для государственных должностей, которые в соответствии с законом, могут образовываться исключительно в государственных органах, имея в виду органах государственной власти и территориальных государственных органах. Тем самым, государственные должности не могут образовываться в государственных учреждениях, не являющихся органами государственной власти. Решение российского законодателя в этой части уникально: в других странах не совершается такого жесткого отделения государственного аппарата от гражданской бюджетной сферы. Даже, наоборот, статус гражданских служащих в равной мере распространяется как на служащих органов государственной власти, так и на служащих государственных учреждений и аппарат управления государственными предприятиями.

Институт государственной должности подразумевает его персональную реализацию в лицах, в связи с чем установлено соотношение иерархии должностей и иерархии квалификации и специализации лиц, замещающих государственные должности.

Специализация предусматривает наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей соответствующего профессионального образования. Она устанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности, включают следующее.

Во - первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей.

Во - вторых, для лиц, занимающих государственные должности федеральной государственной службы или претендующих на их замещение, установлены требования по стажу и опыту работы.

В - третьих, устанавливаются требования к уровню знаний Конституции и Федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Кроме того, могут устанавливаться и другие требования.

Таким образом, суть государственной должности не столько в характеристике органов или учреждений, в которых она образована, сколько в совокупности полномочий, осуществляемых по этой должности. Государственная должность - это юридическое, от имени государства, учреждение полномочий по реализации компетенции государственного органа одним лицом.Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В». К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.). К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории. К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы. Уяснение данного обстоятельства имеет принципиальное значение, ибо оно указывает на то, что действие закона об основах государственной службы не распространяется на лиц, занимающих должности категории «А» и они, с точки зрения этого закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений этого может служить, то, что депутаты Государственной Думы занимают должности категории «А», но они не могут находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации) и, следовательно не являются государственными служащими. Представляется, что такое решение вопроса с депутатами следует отнести к особому случаю. Что касается других лиц, занимающих должности категории «А», то они являются государственными служащими, и их статус должен быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения. Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной службы дается соответственно в Реестре государственных должностей Российской федерации и, являющимся его. частью, Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации. К последнему прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим. К негосударственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности. В Законе об основах государственной службы имеется неопределенность относительно того, в каких органах учреждаются государственные службы. В нем сказано — «в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Во-первых, не все государственные органы являются органами исполнительной власти; во-вторых, необходимо уточнить, какие государственные органы подразумеваются под «иными». Несомненно, что ими являются территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией Российской Федерации обозначена Администрация Президента Российской Федерации. При всех различиях во взглядах на ее организационно-правовую природу, здесь учреждаются государственные должности, не входящие в категорию «А». Хотя Конституция Российской Федерации в прямой форме не предусматривает образование Центральной избирательной комиссии Российской федерации, в ее структуре также имеются государственные должности. Закон Российской Федерации об основах государственной службы умалчивает об «иных государственных органах» субъектов Российской Федерации, имеющих законные основания для образования их и учреждения в них государственных должностей.

3. Правовой статус государственного гражданского служащего: права, обязанности, ограничения, ответственность.

Гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации. Это принципиально новое положение законодательства, которое соответствует все чаще появляющемуся в литературе представлению о государственной службе как служении государству, гражданскому обществу, народу, всем его слоям и социальным группам.

Юридический фактом для возникновения правового отношения между служащим и нанимателем является сложный юридический состав – замещение должности государственной службы.

Условия поступления на гражданскую службу и замещения должности гражданской службы перечислены в ст. 21 ФЗ о гражданской службе:

- гражданство РФ;

- возраст (от 18 до 65 лет);

- владение государственным языком (литературным русским языком);

- соответствие квалификационным требованиям по должности (уровень образования, стаж (опыт работы), специальные знания и навыки).

Ограничения, связанные с гражданской службой, или обстоятельства, при которых гражданин не принимается на гражданскую службу, названы в ст. 16 ФЗ о гражданской службе, в том числе:

- признание недееспособным или ограниченно дееспособным;

- осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

- наличие заболевания, препятствующего прохождению службы, подтвержденного заключением медицинского учреждения;

- близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации устанавливается федеральным законом о виде государственной службы (ст. 10 ФЗ о системе государственной службы).

Элементами статуса служащего в главе 3 ФЗ о государственной гражданской службе названы: права и обязанности гражданского служащего, ограничения, требования, запреты, поведение при конфликте интересов, обязанность представлять сведения о доходах. С точки зрения юридической науки, к элементам правового статуса служащего относятся права и обязанности, в т.ч. такие специальные права и обязанности, как гарантии, ответственность, запреты, требования к служебному поведению.

Права и обязанности государственного служащего подразделяются на основные и должностные. Основные права и обязанности регулируются ст. 14 и ст. 15 ФЗ о гражданской службе, должностные права и обязанности предусмотрены должностным регламентом (ст. 47 ФЗ о гражданской службе).

Основные права гражданского служащего могут быть разделены на две группы: общие права (к которым относятся большинство прав, названных в ст. 14 ФЗ, например, право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями, значимыми для должностного роста) и специальные права, необходимые для выполнения функций по должности (право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий; право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации).

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов[3]. Это принципиально новое положение, в предыдущем законе был полный запрет на иную деятельность.

Основные обязанности гражданского служащего могут быть также разделены на группы: общие обязанности и специальные обязанности по должности. К обязанностям служащего относятся, например, обязанности:

- соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

- не разглашать сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

- сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;

- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.

Принципиально новое правовое регулирование предусмотрено для исполнения неправомерных, по мнению подчиненного, приказов руководителя. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. Если служащий считает поручение неправомерным, то должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. Если в ответ руководитель письменно подтвердит необходимость исполнения поручения, то гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность несут и гражданский служащий, и давший это поручение руководитель.

Должностные обязанности и права служащего устанавливаются в должностном регламенте. Это новое понятие заменило ранее существовавшие должностные инструкции. В должностной регламент включаются: квалификационные требования; обязанности, права и ответственность по должности; перечень вопросов, по которым гражданский служащий самостоятельно принимает решения; перечень вопросов, по которым гражданский служащий участвует при подготовке проектов актов и иных решений; сроки и процедуры подготовки и принятия проектов управленческих и иных решений; порядок служебного взаимодействия; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего).

Ещё одним элементом статуса служащего являются запреты. Гражданскому служащему предписывается соблюдать 17 запретов в течение службы (ст. 17 ФЗ о гражданской службе). В том числе, служащий не вправе:

- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

- осуществлять предпринимательскую деятельность;

- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Подарки, полученные гражданским служащим в связи с официальными мероприятиями, признаются собственностью государства и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом (подарки стоимостью до 5 МРОТ);

- допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

- использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

В случае нарушения запретов служебные отношения с гражданским служащим прекращаются и (или) служащий привлекается к ответственности.

Требования к служебному поведению гражданского служащего (ст. 18 ФЗ о гражданской службе) сформулированы в качестве юридических обязанностей служащего, однако имеют этическое основание. Например, гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно; не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

Гражданский служащий может привлекаться к уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности.

Засовершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания. К дисциплинарным взысканиям по гражданской службе относятся замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по установленным в законе основаниям (ст. 57 ФЗ о гражданской службе).

Субъектом уголовной и административной ответственности выступают не все служащие, а преимущественно те, которые имеют статус должностного лица (выступают представителями власти, выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе).

4. Классификация государственных служащих. Понятие должностного лица.

Семинар – 4 часа.

1-е занятие. Пункты 1- 3 плана.

Вопросы экспресс-опроса

1. Понятие публичной службы.

2. Институт государственной службы.

3. Понятие государственной службы.

4. Виды государственной службы.

5. Понятие должности.

6. Понятие государственной должности Российской Федерации.

7. Понятие государственной должности Красноярского края.

8. Понятие должности государственной службы.

9. Категории должностей государственной гражданской службы.

10. Способы замещения должностей в государственных органах.

Задача

1.Определите, какие из названных характеристик охватываются понятием «должность»:

а) начальник управления кадров,

б) государственный советник юстиции III класса,

в) майор,

г) юрисконсульт,

д) профессор,

е) директор,

ж) доктор юридических наук,

з) следователь,

и) судья,

к) доцент,

л) специалист,

м) командир полка,

н) прокурор.

Какие из должностей являются государственными должностями Российской Федерации, государственными должностями Красноярского края, должностями государственной службы?

Литература:

· О системе государственной службы РФ: Федеральный закон от 25 апреля 2003 г. (с изм и доп.) // Российская газета. 2003. 31 мая.

· О государственной гражданской службе РФ: Федеральный закон от 7 июля 2004 г. (с изм и доп.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

· Сводный перечень государственный должностей РФ: утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. 1995. 17 янв.

· О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 118.

· О Реестре должностей государственной гражданской службы Красноярского края: Закон Красноярского края от 9 июня 2005 г. (с изм. и доп.) // Ведомости … края. 2005. № 27.

· Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края: Закон Красноярского края от 20 декабря 2005г. (с изм. и доп.) // Ведомости…края. 2005. №50.

· О государственных должностях Красноярского края: Закон Красноярского края от 26 декабря 2006 г. (с изм и доп.) // Ведомости … края. 2007. № 2.

· Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы: учебный курс / А.А. Гришковец. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003.

· Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе РФ» / под ред. Кобаненко В.А.. – СПб.: Питер, 2008.

2-е занятие. Пункты 3, 4 плана.

Вопросы экспресс-опроса

1. Условия поступления на государственную гражданскую службу.

2. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой.

3. Основные права и обязанности государственных гражданских служащих.

4. Понятие должностного регламента.

5. Запреты, связанные с государственной гражданской службой.

6. Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего.

7. Антикоррупционные требования, связанные с государственной гражданской службой.

8. Основание дисциплинарной ответственности по государственной гражданской службе.

9. Виды дисциплинарных взысканий по государственной гражданской службе.

10. Правила назначения дисциплинарных взысканий по государственной гражданской службе.

11. Срок привлечения к дисциплинарной ответственности по государственной гражданской службе.

Задания

1. Приведите примеры нормативных правовых актов, в которых используется термин «должностное лицо». Определите, в каком значении используется этом термин в приведённых примерах.

2. Заполните таблицу сравнения видов государственной службы.

Критерии сравнения Виды службы
гражданская военная правоохранительная
Нормативный акт, регламентирующий службу      
Условия поступления на службу      
Наличие специальных званий      
Особенности дисциплинарной ответственности (основание, меры)      

Задачи

1. Заместитель высшего должностного лица субъекта РФ и его помощник, на личном примере решив содействовать развитию предпринимательства, стали соучредителями ООО «Торговый дом»; необходимые документы для регистрации указанного ООО они попросили оформить начальника юридического отдела администрации области.

Дайте юридический анализ ситуации.

2. Министр Российской Федерации, участвуя в телепередаче, высказал негативную оценку деятельности федерального агентства, не подведомственного возглавляемому им министерству. В свою очередь руководитель федерального агентства, не согласившись с мнением министра, критически отозвался в его адрес по поводу данного заявления и его методов руководства.

Определите, допустили ли министр и руководитель федерального агентства нарушение требований к служебному поведению и могут ли они быть привлечены за данные выступления к дисциплинарной ответственности?

3. Приказом губернатора края ведущему специалисту органа исполнительной власти края был объявлен выговор с предупреждением за грубость и нетактичное поведение на профсоюзном собрании.

Дайте юридический анализ ситуации.

Литература:

· О государственной гражданской службе РФ: Федеральный закон от 7 июля 2004 г. (с доп.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

· О противодействии коррупции: Федеральный закон от 19 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // СЗ Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

· Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края: Закон Красноярского края от 20 декабря 2005г. (с изм. и доп.) // Ведомости…края. 2005. №50.

· Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе РФ» / под ред. Козбаненко В.А.. – СПб.: Питер, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: