Методы экономических исследований

Ступени познания экономики

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них — поверхностный, внешне ви­димый, второй — внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Рассмотрим в качестве примера заработную плату. Для всех, ка­залось бы, очевидно, что имеется в виду сумма денег, которую ра­ботодатель выдает работнику как вознаграждение за его труд. Од­нако в таком понимании нельзя усмотреть существо заработка. Не ясно, чем определяется его величина, означает ли он полную оп­лату всего труда работника?

Изучение внешне видимых экономических отношений, есте­ственно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у лю­дей складывается обыденное экономическое мышление, которое ос­новано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяй­ственных явлений обнаружить сущность — их внутреннее содержа­ние, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопостав­ление: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений».

Научные методы

Во всякой науке используется определенная со­вокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все об­ласти познания, например, метафизический и диалектический ме­тоды; общенаучные — исторический, логический, математический и др.; и специфические — для каждой отрасли науки. - В экономической теории применяются два, хотя и противопо­ложных, но взаимосвязанных философских метода — метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоя­нии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-то часть системы в отдельности или выясняет­ся внутренняя структура хозяйственных отношений. Также поступают, например, при классификации типов собственности, форм организации хозяйства, функций денег, типов рынков, форм зара­ботной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, ког­да берет на вооружение диалектику — учение о наиболее общих за­кономерностях становления и развития всех явлений природы, об­щества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) — создатель систематической теории диалектики центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предпола­гающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оце­нивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится к реальной хозяйственной дея­тельности и к экономической теории.

Примечательно, что профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус оценивают взгляды американских экономистов на макроэкономи­ку (национальную экономику) следующим образом: «Макроэконо­мика: борьба противоположностей. Происходят такие, например, столкновения. Одни экономисты предлагают повысить налоги для того, чтобы уменьшить государственный дефицит, в то время как другие предлагают снизить налоги для того, чтобы простимулировать экономический рост. Некоторые хотят, чтобы роль государ­ства в управлении экономикой была бы более значительной, а дру­гие считают, что было бы лучше, если бы государство сохраняло нейтралитет, если это возможно. И в этом случае понятно, почему Бернард Шоу сказал: "Экономисты никогда не достигнут согласия, даже если они будут принадлежать к одной школе"».

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и оши­бочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоеди­нимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности воз­никают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем ус­тупок). В последующих главах мы научимся соединять, скажем, та­кие противоположности, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные мето­ды. В их числе — исторический метод, который позволяет выяс­нить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особеннос­ти каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от факто­ра времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах).

Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятель­ности таит в себе и существенные недостатки. Обилие описательно­го материала и частных исторических подробностей может затруд­нять - теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Пре­одолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод помогает глубже понять причинно-следствен­ные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с есте­ственной последовательностью, которую можно назвать объектив­ной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперераба­тывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится мо­торное топливо, отключаются тепловые электростанции и т.д.

Чтобы помочь хозяйственному развитию освободиться от сти­хийных сил или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремится как можно полнее и глубже познать объективную логику хозяйственного развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнози­рования и улучшения управления хозяйством.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем до­полняется изучением количественной стороны хозяйственных процес­сов при помощи методов математики и статистики. В экономичес­кой теории широко применяют специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическую статистику.

Вместе с тем за последнее столетие нередко наблюдалось чрез­мерное увлечение экономистов математикой. Оно подчас приводи­ло к отрыву используемых алгебраических формул и графиков от динамики реальных хозяйственных процессов. Лауреат Нобелевс­кой премии по экономике английский ученый Фридрих фон Хайек метко указал на огромное достоинство алгебраических методов, состоящее в том, что с их помощью удается воссоздать сложную картину внутренней взаимосвязи различных явлений рыночной си­стемы. «Но это же, однако, породило иллюзию, будто эти методы пригодны для определения и предсказания численных значений этих величин, и это повлекло за собой бесплодный поиск количе­ственных или численных постоянных». Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случай­ные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фак­тов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, ко­торые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении достаточно продолжительного периода — 10, 20 и бо­лее лет. Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важ­ную задачу — выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать разли­чия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономи­ческой теории дается сравнительный анализ основных экономичес­ких систем, существующих в современном мире.[14; c. 27-30]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: