Психология йоги

Начать разговор о психологии йоги, пожалуй, имеет смысл с обзора имеющегося контекста, с небольшого беглого анализа современного состояния йоги как системы знаний.

В основе каждой йогической школы, каждой йогической системы лежит определённый аспект практики, остальные же аспекты рассматриваются через призму ведущего, или не рассматриваются вовсе. Что выступает в качестве фундамента практики тех или иных школ хатха йоги? Это может быть:

1)йогатерапия

2)технические вопросы корректного выполнения асан и повышения физподготовки практикующего

3)«энергетические» аспекты практик

4) духовные аспекты практики

Если посмотреть на уже имеющие подходы в освоении йоги, то можно заметить, что идёт работа с телом (терапия, тренировка), а затем сразу с чем-то высоким, абстрактным, с экзестенциальностью в чистом виде. А сам человек – как промежуточный, связующий и (вполне возможно) ведущий элемент практики – не рассматривается. Говоря о человеке, мы имеем в виду его психическое, а именно – сознание, как пространство для психических процессов и – соглашаясь с философами и психологами – основной инструмент восприятия.

Для обоснования важности психического компонента обратимся, как это принято в йоге, к Патанджали и к его «Йога-сутрам», которые стали эталоном йогической теории. Он позиционирует цель йоги как отключение типовых проявлений сознания, «сворачивание» сознания, произвольное прекращение его деятельности, «когда Видящий пребывает в собственной форме».

Исходя из текста Патанджали, основное свойство сознания – восприятие, и оно приобретает формы, качества, «окрашивается» в объекты восприятия. По причине того, что сознание постоянно имеет «форму» чего-то внешнего, у нас отсутствует контакт с самими собой. Единственный способ «прийти к себе» - отключить сознание. Это происходит в три этапа:

1)Деконцентрация. «Отсоединяем» сознание от объектов восприятия. Убираем все «зацепки» с этим миром, чтобы наше сознание перестало походить на химеру, хаос из множества отражённых в нём объектов.

2)Сознательное сосредоточение. Оставив лишь один (какой именно – не столь важно) объект для восприятия, постепенно добиваемся полной однородности сознания.

3)Бессознательное сосредоточение. Устраняем последний объект, вызывая коллапс восприятия и отключение сознания.

Для прохождения, по крайней мере, первого этапа предлагается йога. Однако, учитывая факт существования бессознательного, становится понятно, что подавляющее большинство наших «зацепок» с этим миром нами не осознаваемы, что крайне затрудняет работу с ними (сложно работать с тем, что ты не осознаёшь и о чём можешь вообще не знать). И наука психология может помочь нам на этом этапе.

На территории СНГ (по крайней мере) есть тенденция совмещать практику хатха йоги с концепцией Воина, описанной в книгах К.Кастанеды. И, как правило, это приводит к довольно быстрым и ощутимым результатам (зачастую положительным). Вся «соль» здесь в том, что концепция Воина представляет собой в первую очередь психологическую (хотя, и расходится по целому ряду вопросов с наукой психологией) практику, работу именно с категорией «человек», о чём говорилось выше, рассматривая различные аспекты взаимоотношения с собой и с окружающим миром.

Итак, именно психологической составляющей практики йоги и посвящена данная статья, что выводит её за обозначенные выше общепринятые методолгические пределы, развивая дальше науку йоги.

Что же нового в этом подходе? Ведь, психология и йога уже более ста лет присутствуют и развиваются в общей культурно-информационно среде, работая с, практически, одной и той же, аудиторией? Неужели они не встречались друг с другом раньше? Что же тут нового?

Дело в том, что вся литература, посвящённая психологии йоги написана либо йогами, не разбирающимися в психологии как науке, либо психологами, не разбирающимися в йоге. Какого-либо глубокого анализа: что конкретно, как именно и за счёт чего происходит во время занятий йогой в психологической сфере практикующих, проведено не было. Йога и психология до сих пор смотрели друг на друга только лишь с одной стороны: либо йог писал о том, что он подразумевает под словом «психология», либо психолог писал о том, что он представляет йогой. Помимо того, что взгляд был односторонним, он ещё был и «сверху вниз», низводя либо психологию до придатка йоги, либо йогу до придатка психологии.

Исходя из этого, исследовать психологическую составляющую практики асан придётся нам и нашим современникам. И, вкратце осмотрев контекст данной статьи, перейдём к сути.

Как не трудно заметить, каждая асана - и уж тем более последовательность асан – так или иначе влияет на состояние сознания. Бодрит, успокаивает, придаёт экстраверсивную или же интраверсивную направленность вниманию практикующего и т.п. Так же, бывает, что практика выводит из не актуализированного состояния травмирующие воспоминания, страхи и т.д. Но за счёт чего это происходит? Почему одна асана влияет на психологическое состояние человека так, а другая иначе? Бытующие ныне объяснения в йоге вроде того: эта асана стимулирует такие-то внутренние органы, такие-то элементы опорно-двигательного аппарата, даёт сверх-способности и пробуждает Кундалини не подходит. Одни из них рассматривают частности, имеющие значение только для терапии (части тела), а другие слишком общие (Дух, Кундалини).

Следуя по стопам телесно-ориентированной психотерапии, можно условно разделить тело на несколько «частей», каждая из которых связана с тем или иным аспектом психического. Что это даст? Во-первых, мы перестанем работать в слепую и будем точно знать, какое именно воздействие на психическое мы оказываем теми или иными упражнениями или последовательностями упражнений, психологический эффект будет прогнозируемым и описуемым. Во-вторых, такой подход к анализу асан позволяет нам выйти на разговор о ПСИХОТЕРАПИИ ЙОГИ (рассмотрением чего мы займёмся в следующей статье).

Нижеприведённая информация опирается на интроспективное исследование, анализ тренировочных последовательностей различных школ йоги, а так же на результаты апробации упомянутого выше метода психотерапии йоги в панс.Мосэнерго и филиале медико-реабилитационного центра Дикуля (г.Сочи) (2012-2014г)

Часть тела Экстраверсия Интроверсия Психологическая проблема
Ноги – время. Напряжение мышц – увеличение пси-эффекта от одновременно прорабатываемых других частей тела. Растяжка задних поверхностей ног - работа с прошлым, с воспоминаниями. Растяжка передних поверхностей ног – работа с восприятием будущего. Травмирующие воспоминания, обиды.
Колени – коллективное бессознательное, отношения с родом. Сгибание наружу, от таза. Дистанцирование от родовой информации. Сгибание внутрь, к тазу. Восприятие первобытного, природного внутри себя, проработка отношений с родом. Потеря контакта с природностью, естественностью, витальностью, уверенностью, стойкостью, проблемы в отношениях с родом.
Таз – либидо, мортидо. Экстраверсивная и интроверсивная сексуальность Раскрытие тазобедренных суставов наружу (поперечный шпагат). Сгибание тазобедренных суставов внутрь, по направлению друг к другу (поза коровы). Проблема с проявлением сексуальности (слишком много, или слишком мало).
Живот – «ребёнок». Интимность, чувственность, внутренний дом. Распространение внутреннего интимного пространства во вне (тело и за его пределами) Уход в пространство внутреннего интимного комфорта (мула бандха). Потеря контакта с внутренним интимным миром, отсутствие глубокого восприятия себя, внутренних ощущений как на уровне тела, так и психического.
Грудная клетка –социальное «я». Раскрытие грудной клетки – проработка взаимодействия с окружающим миром. Сжимание, скругление грудной клетки - осмысление своего «Я» Трудность в социальных проявлениях (прогиб назад), трудность в анализе и пересмотре своих социальных проявлений (скругление вперёд)
Руки – контроль, отношение к миру. Напряжение – увеличение пси-эффекта от одновременно прорабатываемых других частей тела. Растяжка, проработка суставов – отпускание контроля, руки «связаны» и остаётся только воспринимать, не вмешиваясь. Слабые мышцы – отсутствие контроля; закрепощённые суставы – невозможность отпустить ситуацию, гипертрофированное стремление к контролю.
Шея – направленность восприятия либо на соматические переживания, либо на высшие психические функции. Использование потенциала психоматрици асаны для работы с восприятием как таковым, без привязки к объекту. Углублённое восприятие психоматрици выполняемой асаны. Трудности с прогибом назад – трудности с абстрагированием от текущего момента. Трудности с наклоном вперёд – трудности в восприятии себя.

Боль и дискомфорт имеют первостепенное значение в йогической психотерапии, указывая на присутствие психологических проблем. Сосредоточение на дискомфортных ощущениях, углубление в них и попытка расшифровки их посредством методов психотерапии, приводит к выведению психотравм из области бессознательного.

Возникая в одной зоне, психологическая проблема имеет свойство оказывать влияние и на другие зоны тела, сначала вполне соматически (вызывая, к примеру, спазмы), а затем - через некоторое время – спазмы в соседних с проблемной зонах начинают в свою очередь оказывать влияние на психическое, работая по обратной схеме (соматическое-психологическое), нежели первоначальный спазм, в случае с которым первично было именно психологическое состояние, допустим, психотравма.

Пример: страх из детства, делающий закрепощёнными сухожилия ног (попытка забыть), может через ягодичные мышцы (страх наказания) и поясницу отказывать воздействие и на грудной отдел позвоночника, на социальные проявления, делая грудной отдел закрепощённым, приводя к развитию остеохондроза, а руки сильными, но с закрепощёнными суставами, указывая на нездоровое стремление к постоянному контроль как к способу избавиться от чувства страха; так же закрепощается и шейный отдел, вызывая трудности в наклоне головы вперёд, дабы отстраниться от восприятия, засевшей в теле психотравмы.

Из этого примера следует, что работа с шейным отделом позвоночника, с грудным и с руками (в которых из-за грудного или шейного остеохондроза могут со временем возникнуть невралгические боли) не даст значимого результата, пока не будет проработана проблема задних поверхностей ног. Т.е. решив проблему со страхом, мы – работая в основном с задними поверхностями ног – обнаружим, что те части тела, которые были затронуты психотравмой, но на работе с которыми мы не акцентировали своё внимание, как бы, сами собой стали более развитыми, чем до проработки психотравмы.

Перечисленные части тела можно разделить на две смысловые группы.

Центры Периферия
Колени Таз Живот Грудь Голова (шея) Передняя поверхность Задняя поверхность Руки Ноги
Полости Мышцы, связки, сухожилия
Психологический «стержень» Психологические «оттенки»

Так же стоит отметить, что три «центра» (живот, грудь, голова-шея) можно прорабатывать в двух аспектах: экстравертивном и интровертивном, в то время, как от таза и колен можно получить только один эффект. А скрутки, о которых пока не было ничего сказано, дают возможность проработать «центры» в экстравертивном и интровертивном аспектах одновременно.

И следует учесть, что часто в асане задействуется не одна, а сразу несколько из перечисленных выше частей тела, что даёт огромные перспективы в работе с сознанием, и, создавая целевые последовательности упражнений, или даже сами асаны под конкретного человека и конкретный запрос можно достичь значимых психотерапевтических результатов.

Во избежание голословия, предлагаю рассмотреть несколько асан через призму данной классификации.

Прорабатываются задние поверхности ног, живот (впадает) и спина. + (голова-шея, если мы ставим макушку на пол). Получается следующее (без учёта отдела голова-шея): интроверсия + воспоминания + «внутренний дом» = «детство».

Грудная клетка + руки + передняя поверхность тела. Ядро личности + контроль + экстраверсия = «контроль социальных проявлений». Так же сюда можно добавить голову-шею: запрокинув назад, или прижав подбородок к груди, экстравертивно или интровертивно.

Таз + грудь + передняя поверхность. Экстравертивная сексуальность + ядро личности + экстраверсия = «воин» (что соответствует классическому названию).

спина + ноги (+голова). Воспоминания + интроверсия = «уход в прошлое». Если же мы подключаем голову (кладя её на пол между ног), то мы погружаем себя полностью во мрак бессознательного, прошлого, получая эффект умирания.

Здесь представлен вариант раскрытия грудной клетки без растяжения передней поверхности тела. Ядро личности + высшие психические функции (голова) = усиление надприродной психической составляющей.

Живот + голова + задняя поверхность. Внутренний дом (интровертивная сексуальность) + интроверсия + чистое восприятие (голова) = «осознание внутреннего пространства».

Руки + спина. Контроль + интроверсия = «интровертивный контроль».

Живот + грудь + шея (голова) + передняя поверхность тела (в «мостике», кстати, происходит то же, но с бОльшим акцентом на голову за счёт эффекта «перевёрнутой позы»). «Интегральная экстраверсия».

Исходя из данного анализа асан, можно прийти к выводу, что подключение отдела голова-шея в тех асанах, в которых этот отдел может выступать как дополнение, а не как основа, даёт эффект полного погружения в психотропный эффект. Если же мы не подключаем голову-шею, то можем воспринимать психотропный эффект, не переживая его, отстранённо.

Шавасану же стоит рассмотреть отдельно. В ней наше тело старается противодействовать полному расслаблению (т.к. абсолютное расслабление тела означает смерть), в то время, как мы – несмотря ни на что – не позволяет мышцам напрягаться, держим их расслабленными. Это приводит к тому, что нервный импульс не передаётся мышцам, а остаётся в нервной системе, стимулируя её (что приводит спустя какое-то время к бодрости, а, порой, и к «взрывной» активности после шавасаны… если мы, конечно, не уснём). Нервная система противодействует расслаблению, используя то, что она получила во время тренировки. Т.е. в шавасане мы можем ещё раз воспринять психологический эффект от только что выполненной последовательности упражнений, не отвлекаясь на тело и ещё больше интегрировать полученный эффект в нервную систему.

Вкратце рассмотрев асаны через призму телесно-ориентированной психотерапии, перейдём к следующему вопросу: как с помощью них осуществлять психотерапию?

Запросы, с которыми обращаются к психологам, можно условно разделить на четыре группы

1)Экстраверсия 2)Интроверсия 3)Нижняя часть тела 4)Верхняя часть тела
-открытость, коммуникабельность -уверенность в себе -взаимоотношения с миром -приход к себе -раскрытие внутренних сил -чувство удовлетворённости -взаимоотношения с собой -страхи -психотравмы, травмирующие воспоминания -мышление (ускорение, оптимизация, мобильность и т.п.) -творчество -экзистенциальные вопросы, Бытие.

Первые три запроса (экстраверсия, интроверсия, низ) относятся к отдельным частям тела, а четвёртый тип запроса представляет собой результат проработки первых трёх с подключение головы-шеи в тренировочном процессе.

Из этого следует, что в рамках йогической психотерапии в задачи психолога входит:

-консультация, определение запроса

-разработка индивидуальной пси-программы

-психологическое сопровождение

-завершение терапии.

Психолог не проводит психотерапию, этим занимается сам клиент, получая полную самостоятельность, психолог же только помогает ему.

Однако, пока нами были рассмотрены только психоматрицы асан, т.е. статические элементы психотерапии йоги. Но – как можно заметить – далеко не всегда вышеупомянутый эффект для психики присутствует. Каким образом можно активировать психоматрицу асаны – этот вопрос будет рассмотрен в нашей следующей статье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: