Механизм рынка труда и условия его формирования. Введение

Выполнил ученик 15 группы

Лукомский Вадим

Г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-8

Рынок и его механизмы…………………………………………………………….9-18

Заключение………………………………………………………………………….. 19

Список литературы ………………………………………………………………...20

Введение

Развитие рыночных отношений в современной экономике вносит

существенные коррективы в механизм занятости, рождает множество вопросов о

процессах и механизмах, обусловливающих эффективное функционирование

рыночной системы в трудовой сфере, решение которых требует проработки

теоретических подходов к рынку труда. Надо заметить, что признание рыночных

отношений в сфере занятости в постсоциалистической экономике не привело к

методологической четкости в анализе данного явления.

Стремление преодолеть негативные социально-экономические явления в

период формирования рынка труда обусловили необходимость изучения

теоретических основ и сложившихся в традиционной зарубежной макроэкономике

предпосылок его анализа. Предпринимаются попытки встроить западные

экономические модели в рамки современной российской концепции рынка труда.

Собранные российскими экономистами эмпирические данные довольно

противоречивы и позволяют поставить под сомнение правоту некоторых из них.

Предлагаются принципиально новые, российские подходы к изучению этого рынка

и его механизмов. Однако разработка целостной социо-экономической концепции

рынка труда и трудовых отношений пока дело будущего. В России предстоит

освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на

формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и

использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к

определению самого рынка труда, основных его характеристик и механизмов его

регулирования.

Механизм рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму. Взаимодействие спроса на труд и предложения рабочей силы складывается под влиянием конкретной экономической и социально-политической ситуации, движения цены рабочей силы (оплаты труда), уровня реальных доходов населения

Рис.

Кривая предложения труда на рисунке направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.

Из рисунка видно, что спрос на труд со стороны работодателей и, соответственно, занятость растут по мере снижения реальной заработной платы (цены труда), а предложение труда растет по мере роста реальной заработной платы. В точке пересечения этих кривых спрос и предложение труда совпадают, и возникает ситуация равновесия на рынке труда, т.е. устанавливается такая цена на труд, при которой планы продавцов и покупателей совпадают - это равновесная цена труда (или заработная плата).

При цене труда равной W 0 работодатели имеют возможность заполнить все имеющиеся рабочие места, а все работники, желающие получить работу, находят ее. Если под действием каких-либо факторов цена труда становится выше равновесной, наблюдается безработица (предложение труда возрастает до уровня S 2, а спрос сокращается до величины D 2). Возникает конкуренция между работниками за рабочее место. Избыток предложения труда и конкуренция давят вниз на ставки заработной платы, и они опускаются до уровня равновесия (W 0).

Если заработная плата ниже равновесной, то появляется дефицит рабочей силы (спрос равен D 1, а предложение - S 1). Высокий спрос заставляет работодателей повышать вознаграждение за труд, чтобы привлечь новых работников, в конечном счете, заработная плата снова поднимется до уровня W 0.

Заработная плата на уровне W 0 становится доминирующей, общепринятой с которой должны считаться и работодатели, и работники.

При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.

В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующий функции:

• регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);

• обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;

• установление равновесной (доминирующей) цены;

• содействие полной, но экономически эффективной занятости.

Функционирование рынка труда имеет следующие особенности, связанные с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:

• Неотделимость права собственности на товар - рабочую силу от его владельца. На рынке труда покупатель приобретает только право использования и частичного распоряжения способностями к труду - рабочей силой, функционирующей в течение определенного времени, поэтому покупателя правильнее называть нанимателем (работодателем).

В случае нарушения прав работника наниматель несет юридическую ответственность и может иметь экономические потери.

• Относительно длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (работодателя), что играет немаловажную роль в конкурентоспособности фирмы (качество выполняемой работы, трудоотдачаи т.д.).

• Необходимость детальной регламентации деятельности субъектов рынка, вызванное наличием большего числа институциональных структур (законодательство, социально-экономические программы, службы занятости, профсоюзы и т.п.)

• Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным уровнем рабочей силы, технологий производства и организации труда и т.д.

• Оплата труда, осуществляемая в соответствии с конечными результатами, т.е. ценой продукции, созданной данным трудом, что ставит спрос на рабочую силу в зависимость от спроса на конечные товары и услуги. Спрос на рабочую силу как бы порождается спросом на товары и услуги, а потому называется производным.

• Для работника имеет значение не только денежный аспект, но и содержание и условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по службе, микроклимат в коллективе и т.д.


Эволюция взглядов на рынок труда развивалась в рамках развития рыночной системы и являлась одним из главных разделов в любой экономической теории. Как и любой рынок, рынок труда представляет собой определенную форму хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена. Однако, как было указано выше, рынок труда - это особый рынок, отличающийся от других форм рынков специфичностью предлагаемого товара "труд".
Труд представляет собой уникальный товар, обладающий многими характеристиками, выделяющими его из мира обычных товаров и услуг, отличающими его от материальных факторов производства. В силу этого рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование и на методологию анализа отношений, складывающихся на данном рынке. На особенности рынка труда, в отличие от других товарных рынков указывал еще А. Маршал, отмечая следующее:
1.Человеческий фактор производства не покупается и не продается. Рабочий продает свой труд, но он остается собственником самого себя .
2.Когда человек продает свои услуги, ему приходится представить себе, где именно ему приходится работать.
3.Рабочая сила отличается "нехранимостью", продавец труда стремится, как можно быстрее продать свой труд, т.к. вынужденная бездеятельность грозит потерей квалификации, средств к существованию и т.п.
4.Особая черта - длительность времени, необходимого на подготовку работника к труду, на его образование, с одной стороны, и в медленной отдаче результатов такого обучения, с другой стороны.
А. Маршаллу удалось довольно четко выделить основные черты, определяющие рынок труда как специфичный. Российский экономист В. Марцинкевич, отмечая перечисленные выше особенности, добавляет также такие, как:
- большая продолжительность контакта продавца и покупателя. На типичном товарном рынке контакт между агентами сделки обычно краток и носит сугубо деловой обезличенный характер. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между ее агентами, при этом большую роль играет личность человека. В отличие от других факторов производства он может сам контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей, демонстрировать большую или меньшую лояльность в отношении нанявшей его фирмы;
- важная роль широкого круга неденежных аспектов сделки.Среди таковых следуют выделить прежде всего: а) содержание и условия труда, б) гарантии сохранения рабочего места, в) перспективы продвижения по службе и профессионального роста, г) микроклимат в коллективе и др.;
- высокая степень индивидуализации сделок. Сделки, заключаемые между продавцами и покупателями трудовых услуг, отличаются огромным разнообразием. Каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования;
- еще одной чертой, отличающей рынок труда от других товарно-ресурсных рынков, является то, что он выступает как сложное социальное явление. С ним связаны включение людей в процесс производства, получение доходов и удовлетворение потребностей, сдвиги в экономике, социальных отношениях, которые сказываются на положении работников, их месте в социальной структуре общества, влияют на воспроизводственные процессы рабочей силы, на развитии личности и т.п.
Уникальные особенности фактора труда долгое время служили препятствием для применения стандартного рыночного инструментария к анализу отношений,складывающихся на данном рынке. Еще два десятилетия назад в фокусе исследования находились в первую очередь многообразные институциональные структуры рынка труда: взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в процессе заключения коллективного договора, различные аспекты трудового законодательства и государственной политики в сфере труда и занятости. Подобный подход был скорее описательным, чем аналитическим. Постепенная интеграция экономики труда в общую экономическую теорию началась в 70-е годы. С тех пор разработаны микроэкономические модели, описывающие формирование предложения труда и спроса на него, механизм взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг, с помощью которого происходит распределение людей по рабочим местам с определенным уровнем заработной платы. На сегодняшний день разработки неоклассической школы дают наиболее полную, законченную и логически стройную теорию функционирования рынка труда. Однако именно при обращении к данному рынку несовершенство инструментария неоклассической школы оказалось особенно очевидным. В применении к нему стандартные концепции спроса и предложения потребовали существенных дополнений, связанных с уникальностью фактора труда.
В целом экономисты различных течений экономической мысли подспросом на трудпонимают потребность работодателей в различных секторах экономики в заполнении вакантных рабочих мест. Однако оценки категорий, составляющих спрос, различны.
Так, ряд экономистов считает, что "спрос на труд предъявляют владельцы рабочих мест, и он складывается из числа вакансий и количества работников, не удовлетворяющих работодателя, которым он ищет замену", или спрос на труд представляют "работодатели, принимающие решения о найме рабочей силы". Делая подобные выводы, ученые, стоящие на подобной точке зрения, основываются на утверждении, что поскольку наем рабочей силы состоялся, то взаимоотношения предпринимателя и работника развиваются уже вне рынка труда, в сфере использования рабочей силы, в сфере труда. Следовательно, работодатели уже удовлетворившие свои потребности в рабочей силе, автоматически выходят из сферы обращения и рынка труда.
Однако большинство экономистов придерживаются иного мнения, а именно: "спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателя в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг в соответствии с совокупным экономическим спросом"; "спрос на труд характеризуется суммарной численностью занятых и вакансий рабочих мест"; спрос составляют все "те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг". Данная точка зрения представляется справедливой, поскольку рынок труда - это не просто место купли-продажи трудовых услуг, он охватывает всю сферу трудовых отношений и вовлеченных в него лиц. Спрос регулирует не только количество вакансий, но и объем и интенсивность выполняемой работы, трудовую мотивацию, необходимость в подготовке и переподготовке рабочей силы нужной квалификации.
Как справедливо заметила Л. Киян, через предъявляемый на рынке труда спрос работодатели могут удовлетворить свои потребности в работниках на имеющиеся незанятые рабочие места, вновь вводимые, а также те, которые освобождаются вследствие выбытия работников по разным причинам (естественной убыли, выхода на пенсию, текучести кадров и т.п.). Причем потребность в работниках не равнозначна количеству предлагаемых ими рабочих мест, так как необходимо учитывать и возможность многосменной работы, а также варианты неполной занятости, дающие возможность нескольким желающим трудиться на одном рабочем месте неполное рабочее время. Спрос определяется исходя из общественных условий производства и детерминирован интересами и мотивациями работодателей. Он формируется как отношение совокупной потребности экономики в рабочей силе и выражает конкретную потребность работодателей в определенный момент времени в привлечении дополнительной рабочей силы. В зависимости от времени занятости можно выделить следующие категории спроса на рынке труда:
·спрос на постоянных работников с полной занятостью;
·спрос на постоянных работников с неполной занятостью;
·спрос на временных работников с неполной или полной занятостью;
·спрос на работников с кратковременной занятостью (до 1 месяца).
Спрос также выражается в форме самозанятости отдельной части населения.
Спрос на труд подвержен постоянным изменениям под действием различных факторов и условий, которые являются одним из корневых вопросов в споре между различными экономическими теориями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: