Ценностный аспект конфликтов на этнической основе: проблема иррациональности

Некоторые авторы настойчиво вводят в этнические конфликты иррациональный компонент. Так, В.А.Тишков пишет: "...этнические конфликты содержат в себе трудно примиримую иррациональность и зачастую обретают весьма разрушительный характер" (18). Такие утверждения можно встретить и во многих других работах, однако этот момент требует уточнения. Термин "иррациональное" обычно используется в двух основных смыслах: во-первых, как сторона объективной реальности, принципиально недоступная разумному пониманию, во-вторых, как бессознательная cфеpa души, противостоящая сознанию как способу существования опосредованного знания, предлогические формы познания (19). Авторы тезиса об иррациональном компоненте этнического конфликта не разъясняют, в каком смысле употребляют этот термин. Из контекста обычно становится понятным, что речь идет об эмоциональной насыщенности конфликта, о действиях его участников, противоречащих здравому смыслу и их "объективным" интересам. Однако, в научном контексте термин "иррациональное" употребляется, как правило, в первом смысле, как сторона действительности, недоступная разумному, т.е. логическому пониманию. В этом аспекте атрибутизация иррационального компонента этническому конфликту выводит последний на уровень принципиальной непознаваемости, некоей "сверхчувственности", "сверхлогичности" или "алогичности". По нашему убеждению, ничего подобного, т.е. логически необъяснимого, в этнических конфликтах нет. Более того, выглядящие на поверхности "алогичными", неразумными, нерациональными действия людей в этнических конфликтах являются таковыми лишь в рамках изучения этнического конфликта как конфликта интересов, чего осознанно или неосознанно придерживаются многие исследователи, публицисты и практически вое журналисты, пишущие по проблемам этнических конфликтов. Однако этнические конфликты очень часто являются, по крупному счету, конфликтами культур, конфликтами ценностей, и логика поведения людей в этих конфликтах иная, чем в конфликтах интересов. Поэтому целесообразно вообще исключить иррациональность из категориального аппарата анализа этнических конфликтов и ограничиться констатацией повышенной эмоциональности этого типа конфликта.

Демократические принципы осуществления этнополитики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: