Изучив положения правовых первоисточников, вставьте пропущенные слова в следующую цитату:
«Итак, некогда этот переход in manumсовершается тремя способами:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Усыновление осуществлялось:
1. в отношении своих детей, рожденных в конкубинате;
2. в отношении чужих детей;
3. в отношении и чужих и своих детей, рожденных в конкубинате;
4. в отношении внебрачных детей, рожденных от случайной связи.
Решите казус, аргументировав ответы положениями правовых первоисточников:
Римская семейная пара была захвачена в плен, и супруги были обращены в рабов. В плену женщина забеременела от своего законного мужа и родила ребенка. Через два года родственникам удалось выкупить эту семью из рабства, и они втроем вернулись в Рим.
Считается ли рожденный в плену ребенок законнорожденным, т.е. рожденным в правильном браке? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Если бы муж умер в плену, чей статус должен был наследовать ребенок? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Подпадал ли рожденный в плену ребенок под отцовскую власть? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Если нет, то какие последствия могли наступить для ребенка? ________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 2.
Изучив положения правовых первоисточников, вставьте пропущенные слова в следующую цитату:
«Посредством __________________________________________ вступала in manum (мужа) та женщина, которая в продолжении целого года оставалась беспрерывно супругою; сделавшись вследствие как бы _________________________________ собственность мужа…».
В отношении чужих детей patria potestas устанавливалась :
1. усыновлением детей;
2. узаконением детей.
Решите казус, аргументировав ответы положениями правовых первоисточников:
Под властью Марка находились его мать, жена, трое взрослых сыновей со своими женами (двое – в строгом браке, один – в нестрогом) и детьми, замужняя дочь (состоящая в нестрогом браке), племянник и дочь умершего друга Марка. Кроме того, под властью Марка в доме проживали его младший брат со своей семьей (в строгом браке), рабы и домашние животные.
Кто из членов этой семьи являются агнатами, а кто – когнатами? _______________ _____________________________________________________
____________________________________________________________________
Что представляет собой агнатическое и когнатическое родство? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое родство имеет правовое значение? ________________________________________________________________________________________________________
Могут ли два лица быть одновременно и агнатами, и когнатами? ____________________________________________________________________________________
Задание 3.
Изучив положения правовых первоисточников, вставьте пропущенные слова в следующую цитату:
«_________________________________________ женщины вступают in manum через некоторого рода священное действие, которое совершается невестой, и при котором употребляется пшеничный хлеб …».
Кто является «лицом своего права»:
1. любой совершеннолетний римский гражданин;
2. все римляне, имевшие право участвовать в народных собраниях;
3. все взрослые граждане Рима, включая женщин;
4. лицо, не состоящее ни в чьей власти, а само являющееся главой семьи.
Решите казус, аргументировав ответы положениями правовых первоисточников:
Марк усыновил малолетнего сына своего погибшего друга. Мальчик до своего совершеннолетия проживал в доме Марка, а в 14 лет Марк эманципировал его. После эманципации юноша выразил желание жениться на 12-летней дочери Марка.
Возможен ли этот брак? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лица каких степеней родства не могли вступать в брак? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как расценивался брак между родственниками? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имела ли значение эманципация, для возможности заключить брак с бывшей агнаткой (агнатом)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 4.
Изучив положения правовых первоисточников, вставьте пропущенные слова в следующую цитату:
«Женщины, которые находятся в супружеской власти, подобно тому как и дочери, остающиеся под родительской властью, освобождаются от этой зависимости или ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».
Помолвка это -
1. вербальный контракт в форме клятвенного обещания заключить брак;
2. существенное условие любого брака;
3. согласие домовладык, жениха и невесты;
4. ни к чему не обязывающее устное согласие жениха и невесты.
Решите казус, аргументировав ответы положениями правовых первоисточников:
Муж и жена, жившие в нестрогом браке, развелись, и муж отказался вернуть жене приданое. Тесть заявил, что приданое принадлежит ему, поскольку дочь является его подвластной. Однако женщина утверждала, что она – лицо своего права и именно ей принадлежит правомочие вчинить иск о возврате приданого.
Правомерно ли заявление женщины? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приводил ли брак без власти мужа к освобождению жены от отцовской власти? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мог ли муж не вернуть приданое? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кому принадлежит право на иск – бывшей жене или ее отцу? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кому принадлежит само приданое? ______________________________________________________________________________________________________________.
Задание 5.
Изучив положения правовых первоисточников, вставьте пропущенные слова в следующую цитату:
«Точно так же через _____________________________ женщины выходят из-под власти мужа, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовластными»…
Способы установления отцовской власти:
1. рождение в законном браке;
2. манципация;
3. Эманципация;
4. Усыновление;
5. Узаконение;
6. Покупкой.
Решите казус, аргументировав ответы положениями правовых первоисточников:
Чтобы рассчитаться с кредиторами и не стать неоплатным должником, Октавий продал в рабство своего женатого сына, несовершеннолетнего племянника и совершеннолетнюю незамужнюю дочь. Ранее он уже три раза продавал в рабство своего совершеннолетнего неженатого сына, а теперь продал его уже в четвертый раз.
Правомерны ли действия Октавия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что по этому поводу предписывали Законы ХП таблиц? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие последствия будут иметь действия Октавия для его детей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 6.
Изучив положения правовых первоисточников, вставьте пропущенные слова в следующую цитату:
«__________________________ суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола…»
Какой договор не могли заключать супруги, жившие в браке без власти мужа:
1. Купли-продажи;
2. Дарения;
3. Найма услуг;
4. Ссуды.
Решите казус, аргументировав ответы положениями правовых первоисточников:
Отец семейства, не имевший собственных сыновей, решил усыновит своего дальнего родственника, являвшегося лицом своего права. В этих целях он произвел трехкратную манципацию своего родственника в присутствии четырех свидетелей и весовщика.
В каких целях совершалось усыновление? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой должна была быть процедура усыновления лица своего права? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лица чужого права? __________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 7.
Изучив положения правовых первоисточников, вставьте пропущенные слова в следующую цитату:
«Право агнатства уничтожается переменою или умалением________________; право же когнатства таким образом не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожить ____________________________________________, _________________ же уничтожить не может».
Что римские юристы понимали под «конкубинатом»:
1. Тоже самое, что и брак без власти мужа;
2. Сожительство рабов;
3. Внебрачное сожительство лиц, брак между которыми был запрещен законом;
4. Внебрачное сожительство, порождающее последствия брака.
Решите казус, аргументировав ответы положениями правовых первоисточников:
Жена Павла Гортензия постоянно изменяла своему мужу. Павел знал об ее изменах, но не хотел разводиться с женой, так как фактически жил на средства из ее приданого. Отец Гортензии, узнав о поведении своей дочери, сообщил об этом претору.
Какой закон установил уголовную ответственность за прелюбодеяние? __________________________________________________________________________________
Какое наказание будет назначено Гртензии? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За что будет привлекаться к ответственности Павел? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как он должен был поступить, чтобы избежать наказания? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если бы отец Гортензии, не донес на нее, был бы он подвергнут наказанию, если да, то какому? __________________________________________________________________________________________________________________________________.