Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины
Дисциплина «Деньги. Кредит. Банки» является одной из базовых дисциплин в подготовке экономистов любой специальности, входит в федеральный компонент раздела СД – специальные дисциплины, индекс СД.Ф.02.
Изучение дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» для специальностей «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Бухгалтерский учет» проводится на третьем курсе и нацелено на формирование у будущих специалистов представления об организации денежной системы страны, кредитной системы страны, банковской системы, роли и операциях коммерческих банков.
Цель курса: изучение теоретических и практических аспектов денежных и кредитных отношений и организационных основ банковской деятельности.
Содержание курса: «Деньги. Кредит. Банки» выступает как теоретический курс, который содержит подробную характеристику сущности и роли денег и кредита в экономике, рассматривает вопросы роли и деятельности банков в условиях рыночной экономики.
Основными задачами дисциплины являются:
- успешное изучение первого раздела курса «Деньги. Кредит. Банки».
В первом разделе теория денег сочетается с положением о денежной системе, организации денежного оборота, причинами инфляционного процесса.
- успешное изучение второго раздела курса «Деньги. Кредит. Банки».
Во втором разделе понятия о кредите включают вопросы не только о его сущности, функциях и роли в экономике, но и формах кредита, используемых во взаимоотношениях с заёмщиками.
- успешное изучение третьего раздела курса «Деньги. Кредит. Банки».
Третий раздел рассматривает банк как элемент банковской системы, вопросы функций и роли банка сочетаются во взаимосвязи с его операциями.
Теоретические занятия проводятся в форме лекций.
Практические занятия проводятся в формах группового и индивидуального обсуждения вопросов соответствующих тем, подготовки докладов по соответствующим темам
Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме подготовки к лекциям и практическим занятиям, самостоятельного изучения тем.
Самостоятельная работа студентов осуществляется также в виде подготовки и защиты курсовой работы.
По дисциплине осуществляется текущий, промежуточный контроль на дневном отделении и итоговый контроль в форме защиты курсовой работы и сдачи экзамена на дневном и заочном отделениях.
В таблице 1 приведено распределение часов по видам учебной работе для специальностей «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Таблица 1 - Объем часов по видам учебной работы для специальностей «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
| Виды занятий | ДО | ЗО | |||
| Ф | МЭ | Б | Полная программа (ФЗ) | Сокращенная программа (ФЗВ/ФЗС) | |
| Всего по учебному плану | |||||
| Аудиторные занятия | |||||
| Лекции | |||||
| Практические занятия | |||||
| Лабораторные работы | - | - | - | - | - |
| Другие виды аудиторных занятий | - | - | - | - | - |
| Самостоятельная работа | 82+6 | 158+6 | |||
| Курсовая работа | - | - | - | ||
| Контрольная работа | - | - | - | - | - |
| Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины | - | - | - | - | - |
| Выполнение индивидуальных заданий | - | - | - | - | - |
| Подготовка к практическим и семинарским занятиям | - | - | - | - | - |
| Подготовка к контрольным мероприятиям | - | - | - | - | - |
| Рефераты | - | - | - | - | - |
| Другие виды внеаудиторной СРС | - | - | - | - | - |
1. Учебно – тематические планы дисциплины
Учебно - тематические планы рабочих программ дисциплины для специальностей «Финансы и кредит», «Мировая экономика, «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» приведены в таблицах 2-4.
Таблица 2 - Учебно – тематический план рабочей программы дисциплины для специальности «Финансы и кредит»
| Номер разде-ла, темы, модуля | Название и содержание разделов, тем, модулей | Объем часов | Форма контроля | |||||||||
| Об-щий | Аудиторная работа | Само-стоятельная работа | ||||||||||
| Лекции | Практи-ческие (или семинарские) занятия | Лабораторные зан | ||||||||||
| Очная форма обучения (Ф) | ||||||||||||
| Необходимость и сущность денег, их виды и функции | Опрос | |||||||||||
| Денежная система, её элементы | Опрос | |||||||||||
| Эмиссия и выпуск денег в обращение | Опрос | |||||||||||
| Денежный оборот | Опрос | |||||||||||
| Безналичный денежный оборот | Опрос | |||||||||||
| Налично-денежный оборот | Опрос | |||||||||||
| Инфляция | Контрольная работа | |||||||||||
| Необходимость и сущность кредита, его структура и функции | Опрос | |||||||||||
| Формы и виды кредита | Опрос | |||||||||||
| Ссудный процент | Контрольная работа | |||||||||||
| Возникновение и развитие банков | Опрос | |||||||||||
| Банковская система | Опрос | |||||||||||
| Центральный банк России, основы его деятельности | Опрос | |||||||||||
| Коммерческие банки, их деятельность | Опрос | |||||||||||
| Всего | Экзамен | |||||||||||
| Заочная форма обучения (ФЗ/ФЗВ, ФЗС) | ||||||||||||
| Необходимость и сущность денег, их виды и функции | 14/14 | 0,5/0,5 | 0,5/-- | - | 9/12 | |||||||
| Денежная система, её элементы | 14/14 | 0,5/0,5 | 0,5/- | - | 11/14 | |||||||
| Эмиссия и выпуск денег в обращение | 14/15 | 0,5/0,5 | 0,5/ - | - | 9/14 | |||||||
| Денежный оборот | 14/14 | 0,5/0,5 | 0,5/ - | - | 9/13 | |||||||
| Безналичный денежный оборот | 14/14 | 0,5/0,5 | 0,5/ - | - | 9/17 | |||||||
| Налично-денежный оборот | 14/14 | 0,5/0,5 | 0,5/ - | - | 9/16 | |||||||
| Инфляция | 12/12 | 0,5/0,5 | 0,5/ - | - | 10/12 | Тест | ||||||
| Необходимость и сущность кредита, его структура и функции | 10/10 | 1/1,0 | 0,5/ - | - | 8/8 | |||||||
| Формы и виды кредита | 12/12 | 1/0,5 | 1/ - | - | 8/8 | |||||||
| Ссудный процент | 12/12 | 1,0/- | 1/ - | - | 8/8 | Тест | ||||||
| Возникновение и развитие банков | 12/12 | 0,5/ | 1/1 | - | 8/8 | |||||||
| Банковская система | 14/14 | 1/1,0 | 1/1 | - | 18/8 | |||||||
| Центральный банк России, основы его деятельности | 14/14 | 1/1,0 | 1/1 | - | 18/12 | Тест | ||||||
| Коммерческие банки, их деятельность | 14/14 | 1/1,0 | 1/1 | - | 24/12 | |||||||
| Всего | 184/ | 10/8 | 10/ 4 | 158/172 | Экзамен | |||||||
Таблица 3 - Учебно – тематический план рабочей программы дисциплины для специальности «Мировая экономика»
| Номер раздела,темы, модуля | Название и содержание разделов, тем, модулей | Объем часов | Форма контроля | ||||||
| Общий | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||||
| Лекции | Практи-ческие (или семинарс-кие) занятия | Лабо ратор-ные заня-тия | |||||||
| Очная форма обучения МЭ | |||||||||
| Необходимость и сущность денег, их виды и функции. Денежная система, её элементы | Опрос | ||||||||
| Эмиссия и выпуск денег в обращение. Денежный оборот. Безналичный денежный оборот. Налично-денежный оборот | Опрос | ||||||||
| Инфляция | Контрольная работа | ||||||||
| Необходимость и сущность кредита, его структура и функции. Формы и виды кредита. Ссудный процент | Контрольная работа | ||||||||
| Возникновение и развитие банков. Банковская система | Опрос | ||||||||
| Центральный банк России, основы его деятельности | Опрос | ||||||||
| Коммерческие банки, их деятельность | Контрольная работа | ||||||||
| Всего | Экзамен | ||||||||
Таблица 3 Учебно – тематический план рабочей программы дисциплины для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
| Номер раздела,темы, модуля | Название и содержание разделов, тем, модулей | Объем часов | Форма контроля | ||||||
| Общий | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||||
| Лекции | Практи-ческие (или семинарские) занятия | Лабор. заня-тия | |||||||
| Очная форма обучения (Б) | |||||||||
| Необходимость и сущность денег, их виды и функции. Денежная система, её элементы | - | Опрос | |||||||
| Эмиссия и выпуск денег в обращение. Денежный оборот. Безналичный денежный оборот. Налично-денежный оборот | - | Опрос | |||||||
| Инфляция | - | Контрольная работа | |||||||
| Необходимость и сущность кредита, его структура и функции. Формы и виды кредита. Ссудный процент | - | Контрольная работа | |||||||
| Возникновение и развитие банков. Банковская система | - | Опрос | |||||||
| Центральный банк России, основы его деятельности | - | Опрос | |||||||
| Коммерческие банки, их деятельность | - | Контрольная работа | |||||||
| Всего | Экзамен | ||||||||






