Философские мотивы лирики С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Мотивы увядания человека, утекания жизни представлены в философской лирике Есенина. Философское восприятие по сути трагических процессов помогло Есенину снять остроту трагизма, преодолеть его конфликт с послереволюционной действительностью, пережить свою «ненужность». Лирический герой его поздних элегий склонен воспринимать невозвратность молодости и близость смерти по-пушкински спокойно. У поэта определилось философское отношение к переходу из земной жизни в страну покоя, к которому он так стремился в последние годы.

Тема судьбы как предначертанного пути, фатальных потерь, закономерной смены эмоциональных и физических состояний человека была раскрыта уже в элегии «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921). Здесь печаль не выливается в трагедию. Есенин размышляет о естественности пути человека от рассвета к увяданию. Тема благодарности тому, что «пришло процвесть и умереть», восходит к «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» Пушкина. Характерны для этого стихотворения многоцветье (золото, медь, розовый конь, белые яблони) и параллелизм цветовых образов («увяданья золотом охваченный» лирический герой и увядающая природа: «Тихо льется с кленов листьев медь»).

Тема подчиненности человеческой жизни законам природы развита и в элегии «Отговорила роща золотая...» (1924). Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «кажды I в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны ее пропадет», «не обгорят рябиновые кисти».

Есенин прошел характерный для русского поэта путь, определенный еще судьбой Пушкина, — от крайностей, мятежности к гармонии. Обновленное состояние поэта, его философская концепция «принимаю» выразились в зимнем цикле 1925 г. Преодоление рефлексии, душевного кризиса завершается в последней поэме Есенина «Черный человек» — его исповеди, написанной под впечатлением «Моцарта и Сальери» Пушкина. В финале поэмы герою удается освободиться от черного гостя — своей рефлексии, утвердить в душе согласие своих полярных «я»; герой принимает не только мир таким, каков он есть, но и себя — как данность, как природное целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: