О. Бальзак – «доктор социальных наук» (Ф. Энгельс)

ПЛАН

1. Происхождение, образование. Попытки обрести материальную независимость.

2. Начало литературной деятельности и жизненные контрасты великого писателя.

3. «Человеческая комедия»: замысел, реализация, название, состав, композиционные принципы, проблематика, авторская позиция.

4. Характеристика творческого метода Бальзака.

5. Финальные аккорды жизни литературного гения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Жизнь Оноре Бальзака (1799–1850) – интересная, насыщенная событиями, – стала сюжетом романов А.Моруа («Прометей, или Жизнь Бальзака») и Н.Рыбака («Ошибка Оноре де Бальзака» – о пребывании Бальзака на Украине); С.Цвейг посвятил французскому писателю психологическое эссе «Бальзак».

Бальзак родился в г. Туре. Отец – из крестьян, знал грамоту, служил в Париже писарем у прокурора, переделал фамилию Бальсá («крутой утёс») на аристократическую де Бальзак, разбогател во время ВФБр на интендантской службе, стал помощником мэра г.Тура, женился на дочери богатого парижского суконщика, имел четверых детей. Своему первенцу Оноре родители уделяли мало внимания. С восьми до четырнадцати лет Бальзак учится в Вандомском коллеже. Неумеренное чтение, суровые нравы в коллеже привели к заболеванию –нервному истощению. Продолжил обучение Бальзак в Турском коллеже и в Парижском пансионе (семья бывшего помощника мэра в 1814 г. бежит в Париж после низложения Наполеона). По воле родителей Оноре поступает на юридический факультет Сорбонны и одновременно служит клерком в нотариальной конторе.

1819 г. – получение диплома бакалавра права и отставка отца с интендантской службы, переезд семьи в пригород, но надежды родителей на материальную поддержку сына–юриста рухнули – Оноре заявил о своём желании стать писателем. Определён испытательный срок – два года на мизерном содержании (120 франков в месяц). Бальзак интенсивно занимается самообразованием, ищет жанр и тему для своего первого «шедевра». Большие амбиции молодого автора пока не оправдываются: историческая трагедия в стихах «Кромвель» на семейном синклите впечатления не произвела, но Оноре не сдался. Оставшись без средств к существованию, решает сначала составить себе состояние, а уже потом – имя в литературе.

Окололитературные заработки – романы в жанре «неистового романтизма», «бульварное чтиво» (под псевдонимами). Однако «литературное свинство», как и сотрудничество с «разбойниками пера» (журналистами), не сделало Бальзака материально независимым. Коммерческие авантюры Оноре (издательские проекты и типографское дело) завершились образованием больших долгов, погашенных с помощью родных и знакомых. Отец – в письме к дочери: «…ему 27 лет, а он … ничего толком не добился». Оноре – в письме к сестре: «…не богатство составляет счастье». На время Бальзак отказывается от мечты быстро разбогатеть и решает начать свой путь в «большую литературу».

Бальзак, как и многие литераторы того времени, под влиянием В.Скотта заинтересован возможностями исторического жанра, и в 1829 г. публикует впервые под собственным именем роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году», в котором анализирует события недавнего прошлого – шуанерию (мятеж вандейских крестьян против республики). Исторический сюжет оживлён любовной интригой – разворачивающаяся на реалистическом фоне французской истории романтическая любовь республиканки и роялиста трагична (оба погибают).

С 1829 г. формируется мысль Бальзака объединять свои произведения в серии, циклы. В 1830 г. – двухтомник «Сцены частной жизни» (повести, рассказы, т.н. «физиологические» очерки).

В 1831 г. роман «Шагреневая кожа» приносит Бальзаку уже не просто литературный успех, как «Шуаны», а настоящую славу. Рафаэль де Валантен – образ во многом автобиографический (мечты стать богатым, принадлежать к элите общества). В романе используется элемент условности: кусок шагрени – волшебный талисман, исполняющий желания, но сокращающий жизнь. Фаустовская тема намеренно измельчена, снижена: в отличие от Фауста герой романа эгоистичен, нищ духом.

С 1831 по 1834 гг. Бальзак – легитимист (сторонник законной королевской власти), но при этом симпатизирует личности узурпатора французского трона – Наполеону. Замысел романа о Наполеоне «Битва» остался не реализованным, к нему тематически примыкает новелла «Полковник Шабер» (1832) – о трагической судьбе человека, которому суждено было «провести детство в приюте для подкидышей, умереть в богадельне для престарелых, а в промежутке между этими рубежами помогать Наполеону покорить Европу и Египет». В том же 1832г. – роман «Луи Ламбер» (о гениальном учёном, которого поразило безумие) и сборник «Озорные рассказы».

Жизненные контрасты великого писателя:

· мысль–мечта о браке и богатстве («искать жену и состояние»);

· стремление к роскоши; расходы Бальзака значительно превосходят доходы; преследования кредиторов;

· при всех своих чудачествах Бальзак – беспримерный труженик (работает по шестнадцать–восемнадцать часов в сутки).

1832 г. – письмо из Одессы от Чужестранки (полька Эвелина Ганская). Встреча весной 1833 г. в Швейцарии, в 1835 г. – в Австрии. На творческом подъёме написаны повесть «Прославленный Годиссар» и роман о провинциальном скряге и его дочери, полюбившей бедного кузена – «Эжени Гранде». В 1844 г. над русским переводом романа работал Достоевский.

Самое значительное событие 1834 г. – роман «Отец Горио»: «Вот будет всем книгам книга! Я опишу в ней чувство, исполненное величайшей силы…». Это чувство – отцовская любовь, не знающая границ.

Мысль Бальзака стать историком современного общества, создать многотомное целое, серию романов, связанных сквозными персонажами. Первый вариант будущей «Человеческой комедии» – в договоре на издание «Этюдов о нравах XIX века». 12­–титомные «Этюды…» вобрали в себя двухтомник «Сцены частной жизни» в качестве одного из трёх разделов (второй раздел – «Сцены провинциальной жизни»; третий раздел – «Сцены парижской жизни»).

«Отец Горио» был написан специально для «Этюдов…» как первый роман серии. Это был роман – развёрнутая экспозиция к большому эпическому полотну (12 томов), замысел которого через год расширился до 48 единиц. В 1834 г. Бальзак пишет о своём намерении изобразить в «Этюдах..» «все социальные явления, все типы, характеры, слои общества, профессии». Замысел продолжал расширяться, мысль Бальзака опережала его перо, он не успевал воплощать свои планы на бумаге и свою «Человеческую комедию» он оставил незавершённой.

В окончательном варианте замысел «Человеческой комедии» включал 143 романа, из них написано 96.

Состав «Человеческой комедии»:

I. Этюды нравов (замысел – 111, написано – 72):

· сцены частной жизни;

· сцены провинциальной жизни;

· сцены парижской жизни;

· сцены политической жизни;

· сцены военной жизни;

· сцены деревенской жизни.

II. Философские этюды (27–22).

III. Аналитические этюды (5–2).

В предисловии к «Человеческой комедии» автор утверждал, что писателя создаёт его философия. В мировоззрении Бальзака причудливо сплелись материалистические и идеалистические представления. Ориентируется на теорию эволюционного происхождения животных видов, сближает общественные и биологические явления: общество – живой организм, подобно зоологическим видам существуют социальные, подобно инстинктам у животных существуют страсти, пороки у людей. Главная задача Бальзака – дать «историю и критику общества», изобразить «грозную социальную болезнь» – победное шествие буржуазных «добродетелей» (страсть к деньгам, стремление к обогащению). И Бальзак создаёт яркие образы «героев» современной эпохи – ростовщика, банкира, спекулянта, обнаруживает чёткую связь обогащения с преступлением и лицемерием. Деньги – «единственный бог, в которого ныне верят» («Эжени Гранде»). Деньги – истинный двигатель драматического сюжета у Бальзака. Писатель выступает в роли секретаря французского общества, «…описывая в виде хроники нравов, год за годом, с 1816 по 1848, всё усиливающийся нажим поднимающейся буржуазии на дворянское общество…» (Ф.Энгельс).

Название «Человеческая комедия» найдено Бальзаком в 1840–1841 гг. по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Обе «комедии» имеют энциклопедический характер, трёхчастное деление, но у Данте – серьёзный тон изложения, у Бальзака – иронический, комический, иногда – сатирический.

У Бальзака – умеренные политические взгляды: не приветствовал революций, хотя с симпатией изображал республиканцев, считал, что политическое рабство выгодно для народа.

Композиционная сложность «Человеческой комедии»: более двух тысяч сквозных, кочующих из романа в роман персонажей. Каждый образ дан в развитии, у каждого – своя «литературная» биография. Каждый роман – отдельный эпизод из жизни одного общества (мозаичный принцип построения «Человеческой комедии»).

В творческом методе Бальзака органично сочетались романтические и реалистические приёмы: романтическая ирония, реалистическая сатира, романтический гротеск как основа реалистической типизации персонажей, использует социальный детерминизм в создании характеров, совмещает типичное с индивидуальным. Основа художественного новаторства Бальзака – не только в остроте сюжетной интриги, но и в массивных описаниях (портретные, топографические, вещно–бытовые).

В 1835 г. Бальзак – главный редактор газеты «Парижское обозрение». Карьера политического журналиста увенчалась новыми долгами. Семейные проблемы. Тяжба с издательством за авторские права приводит Бальзака к организации общества литераторов. Бальзак предпринимает новые попытки разбогатеть (серебряные рудники о.Сардиния, проекты выращивания ананасов под Парижем и продажи украинских дубов на шпалы для французских железных дорог; занятия драматургией ради дохода). Смерть графа Ганского в 1842 г. оживила надежды Бальзака на брак с богатой вдовой, который был заключён только весной 1850 г. Бальзак был уже тяжело болен (давление, печень, сердце) и ушёл из жизни в августе того же года, не вкусив радостей обеспеченной и счастливой семейной жизни. Похоронен в Париже на кладбище Пер–Лашез. Кредиторы после похорон ворвались в дом писателя и, не найдя ничего стоящего, выбросили бесценные автографы Бальзака на улицу…

В 1939 г. в Париже установлен памятник Бальзаку, отлитый в бронзе с гипсовой модели Огюста Родена, – писатель в своём рабочем одеянии (белой доминиканской рясе). Бальзак умер, как монах нищенствующего ордена, его единственным богатством был уникальный мозг, в котором ни на секунду не прекращалась интенсивная творческая работа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов С. Роман Бальзака «Утраченные иллюзии»// Бальзак О. Утраченные иллюзии. Роман. – Х., 1989. –С. 5–13.

2. Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. – М., 1967.

3. Гербстман А.И. Оноре Бальзак. – Л., 1972.

4. Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак. – М., 1988.

5. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1968.

6. Обломиевский Д. Бальзак. Этапы творческого пути. – М., 1961.

7. Реизов Б.Г. Бальзак: Сб. ст. – Л., 1960.

8. Рыбак Н.С. Ошибка Оноре де Бальзака. – М., 1959.

9. Цвейг С. Бальзак. – М., 1962.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: