Понятие совершенной конкуренции. Условия рынка совершенной конкуренции. Конкурентное предложение и издержки производства. Альтернативные издержки фирмы (явные и неявные). Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Издержки и нормальная прибыль. Постоянные и переменные издержки. Валовые, предельные, средние издержки. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффект масштаба и издержки фирмы.
Валовой и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Излишек производителя. Условие равновесия фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Тема 2.3. Механизм рынка несовершенной конкуренции (2 часа).
Несовершенная конкуренция и ее формы. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Барьеры при вступлении в отрасль. Естественная монополия.
Чистая монополия и ее признаки. Спрос на продукцию монопольной фирмы. Кривая предельного дохода и предельных издержек фирмы-монополиста. Условие равновесия монопольной фирмы: выбор объема выпуска и цены. Проблема «мертвого убытка». Ценовая дискриминация.
|
|
Олигополистическая структура рынка. Индекс Герфиндаля – показатель степени концентрации рынка. Типы олигополистического ценообразования.
Характеристика рынка монополистической конкуренции с дифференциацией продукта.
Показатели монопольной власти. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
Тема 2.4. Теория фирмы и организационные формы бизнеса (2 часа).
Теория фирмы: технологический и институциональный подход. Трансакционные издержки и функционирование фирмы. Виды ресурсов, или активов (общие, специфические, интерспецифические). Основные типы контрактов: классический, неоклассический, отношенческий. Проблема оппортунистического поведения при анализе контрактных отношений. Проблема «принципал-агент». Фирма как особая форма организации контрактов.
Организационные формы бизнеса: индивидуальное владение, партнерство, корпорация и др. Преимущества и недостатки различных организационных форм бизнеса.
Общественные потребности и оптимальный размер фирмы. Малые, средние, крупные фирмы, их функциональная роль в рыночном хозяйстве.