Потребитель всегда делает выбор, между различными наборами товаров руководствуясь своими предпочтениями. Более пред-ми являются наборы с более высокими уровнями полезности. Однако, на реакцию потребителя влияют изменение цены, которое показывает линия «цена-потребление». Рассмотрим ситуацию, когда цена на товары изменяются, а величина дохода постоянная. Допустим, что изменится цена только на товар А, при этом происходит снижение.
ГРАФИК 1 «спрос»
ГРАФИК 2 «цена-потребление»
Первый график показывает кривую спроса, где видно, что со снижение цены потребление блага А возрастает. Уточним данную кривую с учетом бюджетной линии и кривых безразличия. Бюджетные линии смещаются ассиметрично вправо поскольку снижается цена только на товар А, а это равнозначно, что реальный бюджет потребителя повысится. Кривая безразличия так же смещается в новое положение показывая наибольшую полезность 2-х благ приносящих потребителю. Соединим точки касания кривых безразличий с бюджетными линиями и получим линию «цена-потребление», которая показывает влияние изменения цены на относительную замену 1-го блага другими.
Понятия эффекта дохода и эффекта замещения. Взаимодействие эффектов дохода и замещения.
Эффект дохода показывает как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен в случае снижения цены на один из товаров входящего в потребительский набор то у покупателя останутся некоторые суммы денег, а это равносильно реальному увеличению его дохода который будет направлен на покупку товаров. Эффект замещения показывает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объема.
Предположим, что потребитель выбрал наилучший с его точки зрения товар, но цена на 1 товар, входящий в набор возрастает, то реакцией потребителя будет найти замену подорожавшему товару. Таким образом, прирост спроса будет следствием эффекта замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Эти эффекты взаимодействуют друг с другом и в различных ситуациях. 1 эффект преобладает нал другими. Ситуация с покуп. нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в 1 направлении вызывая большой объем спроса при снижении цен. В случае изменения цен на низкокачественный товар эффекты действуют в противоположном направлении.






