Физиологический компонент эмоционального реагирования

О наличии эмоциональной реакции на что-либо можно судить не только по самоотчету человека о переживаемом им состоянии или по его внешнему поведению, но и по характеру изменения вегетативных показателей (пульс, артериальное давление, частота дыхания и т.д.). Чаще всего такие изменения в организме называют эмоциональным возбуждением. Однако по физиологическим изменениям можно сделать вывод скорее о количественных характеристиках эмоционального процесса (интенсивность, длительность), чем о качественных (модальность).

Вместе с тем, знак эмоции может определять особенности вегетативной реакции. П. В. Симоновым (1972 ) было выявлено, что положительные эмоциональные реакции: 1) всегда слабее отрицательных; 2) в большинстве короткоживущие состояния; 3) даже сильные положительные эмоциональные реакции безвредны для здоровья человека.

1) Эмоции и вегетативная нервная система. (учащении сокращений сердца, повышении АД, торможении моторики и секреции пищеварительного тракта.)

2) Эмоции и гормональная система. В экспериментальных исследованиях было выявлено, что разные гормоны оказывают различное влияние на эмоциональную сферу человека. Так, дефицит норадреналина способствует появлению депрессии в форме тоски, а дефицит серотонина — депрессии в форме тревоги. Исследование мозга депрессивных больных, покончивших жизнь масоубийством, показало, что он обеднен как норадреналином, так и серотонином. Увеличение же концентрации серотонина в мозге вызывает улучшение настроения

3 ) Изменение кровообращения при эмоциональном реагировании.

Все эти изменения связаны с потребностями организма в лучшем выполнении соответствующей деятельности: при внезапном испуге они приводят к быстрому и лучшему кровоснабжению мышц, которым предстоит работа, в ожидании экзамена — к улучшению кровоснабжения мозга и т. п

4. Функциональное значение эмоций.

Задачу изучения функционального значения эмоций отчетливо поставил Э.Клапаред.

1. Функция оценки. Эмоции оценивают значимость ситуации для достижения целей и удовлетворения потребностей. Эмоциональная оценка быстра и, нарушая равнозначность ориентиров, помогает выбирать «жизненно важные цели». Объектами эмоциональной оценки выступают различные факторы внешней и внутренней среды: натуральные (безусловные), к которым организм особенно чувствителен, условные раздражители, ставшие сигналами важных событий, сопоставительные (коллативные) факторы, ставшие эмоциогенными посредством соответствия или противоречия полученным знаниям. Эмоциональной оценке подвергаются различные стороны воздействия: модальность, интенсивность, пространственно-временные характеристики, параметры движения, внезапности, появления, повторения.

2. Функция побуждения. Эмоции включают в себя стремление, влечение к продолжению эффективного или прекращению неэффективного действия. Однако, эмоции участвуют в организации не только целенаправленного поведения. Неопредмеченной потребности соответствует диффузное тягостное эмоциональное переживание, общее беспокойство. Оно побуждает субъекта к обследованию разнообразных объектов, перемещению по среде обитания, до тех пор, пока не произойдет опредмечивания потребности.

3.Функция активации нервных центров и всего организма. Открытие эмоциональной активации принадлежит Кеннону (1915). Благодаря работе неспецифических структур ствола мозга осуществляется энергетическая мобилизация организма.. Она может колебаться от коматозного состояния и глубокого сна до предельного напряжения в состоянии экстаза. Активация нервной системы и, прежде всего ее вегетативного отдела, приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональное состояние вызывает либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии. В ряде исследований абсолютизация данной функции эмоций привела к тому, что понятие эмоции стало заменяться на понятие активации и возбуждения.

4. Функция компенсации. Эмоция активизирует поисковое поведение, а в сложных ситуациях включает «аварийное реагирование». В критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, неожиданно сложившихся ситуаций. Развивается особый вид эмоциональных процессов – так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенные закрепившиеся в эволюции способы «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. Данная функция свойственна и другим ситуативным эмоциям. Возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны. Одни и те же стереотипные действия не могут быть одинаково пригодными для всех ситуаций, поэтому аффективные реакции оправдывают себя лишь типичных условиях. Именно этим объясняется часто наблюдаемая бессмысленность или даже вредность действий, управляемых аффектом.

5. Функция организации – дезорганизации деятельности. Эта функция предполагает одновременно и дезорганизацию другой деятельности. Эмоция организует новую деятельность и отвлекает человека от предшествующей. Многие авторы выделяли функцию дезорганизации, что является проявлением одностороннего подхода. Даже аффект, дезорганизующий деятельность человека, при определенных условиях оказывается полезным, так как способствует проявлению силы и выносливости.

6 Функция подкрепления (закрепления – следообразования -подкрепления) указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида. Особенно ярко,следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. В основе эмоциональной памяти лежат сильные,или повторяющиеся, или субъективно значимые переживания.

7. Функция предвосхищения и эвристическая. В актуализации закрепленного опыта эмоции также играют значительную роль. Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного разрешения ситуации, выделяют эвристическую функцию.

8.Функция синтеза. В Вундт выявил ведущую роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Эмоциональный тон ощущений, воспринимаемый одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общее равнодействующее переживание, соответственно организуя в восприятие и сами эти ощущения. Только в силу такого слияния чувств человек воспринимает не набор звуков или пятен, а пейзаж или мелодию, не множество интероцептивных ощущений, а свое тело. Эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающего возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия действующих раздражителей.

Примером более сложных когнитивных образований служат так называемые аффективные комплексы. Совокупность образов прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет. Даже против воли субъекта, немедленное введение в сознание других его элементов.

9. Экспрессивная функция эмоций. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого происходит обмен информацией, как о своем состоянии, так и о том, что происходит в среде. В процессе эволюции грубые врожденные формы выражения стали дополняться более тонкими конвенциональными нормами, усваиваемыми в онтогенезе, эмоциональная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспечивающих так называемую невербальную коммуникацию.

5.Функции эмоций по Симонову:

1) Отражательно – оценочная функция. Представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).Но не всегда етсь необходимость в сопоставлении ценностей. Пример Анохина: поврежден коленный сустав→чувство боли ограничивает двигательную функцию (способствуя тем самым восстановлению). Возникает угроза→движение осуществляется, несмотря на боль.

2) Переключающая функция (происходит переключение поведения в направлении улучшения деятельности). Приближение удовлетворения потребности→положительнаяэмоция→субъектусиляет/повторяет (максимизирует) состояние. Удаление удовлетворения потребности→отрицательнаяэмоция→субъект минимизирует состояние. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить на осознаваемом и неосознаваемом (интуиция) уровнях. Когда возникает конкуренция мотивов, выделяется доминирующая потребность. Чаще всего поведение ориентируется на легко достижимую цель («лучше синица в руках, чем журавль в небе»).

3) Подкрепляющая функция. Павлов: подкрепление – действие биологически значимого раздражителя, который придает сигнальное значение сочетаемому с ним и несущественному в биологическом отношении. Подкреплением в формирвоании рефлекса является не удовлетворение потребности, а получение желательных (эмоционально приятных) или устранение нежелательных стимулов.

4) Компенсаторная функция. Эмоции оказывают влияние на системы, регулирующие поведение, вегетативные функции и др. При возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиения и т.д.) обычно превышает реальные нужды организма. Это своего рода подстраховка. рассчитананная на ситуации неопределенности затрат. По – видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов.

6. Основные формы эмоционального реагирования.

Эмоциональное реагирование может проявляться в форме:
- «тихого», поверхностного отклика как реакции на «маленькие радости или горести» жизни (уступили место в переполненном автобусе, обсчитали на небольшую сумму на рынке);
- бурной реакции с временной потерей самоконтроля над своими текущими поступками (неожиданный выигрыш автомобиля в лотерею, реакция на внезапно нанесенное физическое оскорбление);
- стабильного относительно продолжительного состояния как совокупной реакции всех структур личности («меланхолическое» переживание безысходности и апатии сопровождается снижением общей подвижности, изменением выражения лица).

Эмоциональное реагирование может вызываться не только событиями, развивающимися в текущем времени, но и ситуациями воображаемого характера. Так, большинству из нас не составляет труда пройтись по дорожке шириной в один кирпич, выложенной на земле. Но эта задача на высоте, допустим, 2530 метров под силу лишь единицам. Таким образом, развитие эмоционального реагирования есть процесс субъективный, он зависит от того, как субъект оценивает текущую или будущую ситуацию.

Каждый человек отличается от другого характеристиками эмоционального реагирования:
- эмоциональной возбудимостью (устойчивой склонностью резко реагировать на малейшие изменения значимых воздействий, проявляющейся во впечатлительности, вспыльчивости, восприимчивости);
- эмоциональной силой (склонностью к глубокому переживанию событий, отношений с людьми и окружающей средой при достаточно интенсивных раздражителях);
- экспрессивностью (способностью ярко и выразительно проявить эмоциональное состояние: через невербальные, лингвистические, паралингвистнческие, моторные и вегетативные реакции);
- эмоциональной стабильностью (способностью адекватно реагировать на ситуации, умением контролировать свое вербальное и невербальное поведение).

7. Аффект, настроение, чувство, собственно эмоция, эмоциональный тон.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцирован-ности выделяются следующие виды эмоциональных состояний: эмоциональный тон ощущений, аффект, настроение, чувства и собственно эмоции.

Аффект. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается стимулом.

Аффект характеризуется:

1) быстрым возникновением;

2) очень большой интенсивностью переживания;

3) кратковременностью;

4) бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек не способен «держать себя в руках».

6) диффузностью: Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия.

Аффективные проявления положительных эмоций - это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы смеха; аффективные проявления отрицательных эмоций - это ярость, гнев, ужас, отчаяние. Иногда аффект сопровождается ступором. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие т.е., так называемый, аффективный шок.

Чувства - это устойчивые длительные эмоциональные отношения человека к другим людям, к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства являются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающейся относительной устойчивостью. Чувство носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Не может быть чувства патриотизма без Родины, материнской любви - без сына или дочери, т.е. соответствующего объекта любви. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение. Чувство надситуативно. Нередко эмоции и чувства приходят в рассогласование именно по этой причине. Например, глубоко любимый человек ситуативно может вызывать раздражение, даже гнев. При этом, базовое чувство остается неизменным, более того, переживаемый в конкретной ситуации гнев еще раз убеждает -- насколько данный человек значим и дорог.

Максимальная степень выраженности чувства - страсть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект--она более обдуманна. Аффект сравним с действием потока воды, сокрушающего дамбу, а страсть - с глубоководным течением, которое несется по определенному руслу.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект. Мать может и тревожиться за сына, и гордиться им - в зависимости от ситуации и реального поведения сына. Однако чувство любви при этом остается неизменным.

Таким образом, одно и то же чувство может выражаться разными эмоциями, а одна и та же эмоция может выражать разные чувства. Бывают:

1) НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, связанные с различением добра и зла;

2) ЭТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – связанные с различением прекрасного и безобразного;

3) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА – возникают в результате познавательной деятельности. Это – удивление, любопытство, чувство нового.

Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими.

В отличие от эмоций настроение характеризуется:

1 ) слабой интенсивностью; 2) значительной длительностью (настроение может длиться часами, а то и днями); 3) подчас неясностью его причины. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины. Например, если человек находится в плохом настроении после сна, о нем говорят, что он «не с той ноги встал»;

4) влиянием на активность человека. Постоянно присутствуя в качестве эмоционального фона, настроение повышает или понижает его активность в общении или работе.

Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т.е. о повышенном настроении. Противоположностью гипертимии является гипотимия: пониженное настроение, своеобразный эмоциональный «минор»

Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия — склонность к повышенному настроению, дистимия — склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность — высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).

Собственно эмоции появляются при наличии у индивида мотивации, избыточной по отношению к его приспособительным возможностям. В зависимости от того, в каком направлении нарушается баланс мотивации и возможностей субъекта, можно выделить две категории причин: недостаточность приспособительных возможностей или избыточная мотивация. В первом случае эмоция возникает вследствие того, что субъект не в состоянии дать адекватный ответ на внешнюю стимуляцию (например, в ситуациях, отличающихся новизной, необычностью или внезапностью). Во втором случае имеет место избыточная мотивация, не находящая применения (перед действием или после завершения действия), и избыточная мотивация социального происхождения (связанная с социально значимым, социально нежелательным или социально опасным поведением).

Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные.

Но эти понятия имеют весьма относительное значение. Страх служит сигналом внешней опасности или внутриличностного рассогласования. Тревога может способствовать усилению рефлексивных процессов и, таким образом, развитию самосознания. Будет ли данная эмоция «положительной» или «отрицательной», зависит от личностных особенностей субъекта и характера его взаимодействия с окружающей средой.

Эмоции различаются по степени осознанности. Конфликт между осознанными и неосознаваемыми эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов и других эмоционально-волевых нарушений личности. Все эмоциональные состояния либо повышают, либо понижают жизнедеятельность человека. В зависимости от этого, они относятся к стеническим или астеническим эмоциям.

Эмоциональный тон – простейшая форма переживания, эмоциональная окраска, оттенок психологического процесса. Вкус апельсина, хорошая музыка– задают положительный эмоциональный тон. Переполненный транспорт, тесно и душно, наступили на ногу, обругали – возникает отрицательный эмоциональный настрой. Оказывается, мелочи важны для душевного благополучия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: