Вопрос 34. Своеобразие романтизма как художественной системы

Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).

(франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители романтизма в литературе Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России О. А. Кипренский, А. О. Орловский, И.К. Айвазовский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Своеобразие романтизма как художественной системы. Ознаменовал в европейской. культуре радикальными переменами в худ. мире, науке, технике.

Переход от просвещения к романтизму: переоценка эстетически художественных явлений. Характерный рационализм: либо не признание рационализма просвещения, т.к. художественное творчество и восприятие не изменяются, т.е. чужеродные меры разума, науки; иск-во и лит-ра – «смутное познание»; вкус как рацион.интуиция.

В конце 18в. в сентиментализме. и предромантизме был возглашен приоритет чувства, переживание, фантазии, а в 19в. уже широкое развитие этого процесса, поворота. Обращение к целостной, гармонической личности в иск-ве, лит-ре. Р.- стилистически многоликая система, нельзя рассматривать подобно классицизму. Такой творч. принцип, который подразумевает свободу, впервые в историческом пространстве.

Суть романтизма - в признании острого, неразрешимого, драматич., глубоко переживаемого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и порой нереализуемым вообще. Романтическая стилистика строилась на противоречивом сочетании двоякого рода: способа изображения действительности(иронич, сатирическ, гротескного способа идеализации человека, связанного с представителями средневеков.классич. периода.

Неординарность стиля порождало неустойчивость художественной системы, противоречиво сочетавшие старое и новое; отвлеченные поэтические идеалы и разоблачение прозой жизни. Уже в сер 19в. такая система распалась под напором внутр. противоречий, уступив место реализму(пишет Е.Онегина романтиком, закончил реализмам). (критический реализм, сугубый – «по-советски».

Эстетизм – искусство для искусства.

Выдающаяся писатели Зап. Европы – Байрон, Шелли, Киттс, Гете, Братья Гримм.

Композиторы – Вагнер, Мельдельсон, Гайдн.

Литература и искусство европейского романтизма оставило богатейшее наследие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: