Деревенская» проза

Это термин условный. Просто в произведениях В.Белова, В.Астафьева, В.Распутина, Ф.Абрамова, С.Залыгина, В.Шукшина преобладают герои – сельские жители. Но внутренний пафос их произведений – не в противопоставлении деревни городу, а в водоразделе между прошлым и настоящим. Эти произведения буквально кричат об утрате народных традиций и устоев, этических и эстетических идеалов самобытной русской жизни, исторической памяти под воздействием разрушительной и безнравственной цивилизации.

К середине 60-х, когда закончилась хрущёвская «оттепель» и надежды интеллигенции на «социализм с человеческим лицом» рухнули, на новом витке возобновились споры «западников» и «почвенников».

Причину надвигающейся экологической и духовной катастрофы «деревенщики» увидели в разрушении традиционных связей человека и природы («Царь-рыба» В.Астафьева, «Прощание с Матёрой» В.Распутина). Природа человека должна жить в согласии, в ладу с природой вне человека. Этой гармонии ищут и деревенский философ Иван Африканович из повести В.Белова «Привычное дело», и чудаки-романтики из рассказов В.Шукшина «Чудик», «Микроскоп», «Мастер».

Деревенский уклад жизни естественен, натурален, а цивилизация, отчуждая человека от природы, формирует психологию потребителя или властелина, лишая человека духовной опоры, - таков основной пафос произведений этих писателей. По мысли В.Астафьева, сегодняшние разобщённость, надругательства над природой и эгоизм – это посланные человечеству испытания, которые нужно пройти. В «Царь-рыбе», повествующей об ужасающих картинах разграбления природы, повального браконьерского отношения к богатствам Сибири, нынешняя эпоха сравнивается с полярной зимой, на смену которой обязательно должны прийти тепло и свет.

4. «Возвращённая» литература третьей волны эмиграции.

Можно выделить две группы этих писателей: 1) «Дети 56 года», уехавшие из страны в 60-70-е годы уже известными писателями: Ан.Кузнецов, А.Гладилин, В.Аксёнов, В.Войнович, В.Максимов, Г.Владимов и др. 2) писатели, выехавшие из СССР безвестными и оформившиеся как литераторы в условиях эмиграции: Э.Лимонов («Это я, Эдичка»), С.Довлатов («Зона», «Чемодан»), Саша Соколов («Школа для дураков»).

В произведениях эмигрантов 3-й волны воссоздаётся картина абсурдности и алогичности жизни, характерная для мироощущения человека 80-х.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: