Это глаголы, которые совмещают в своем формообразовании черты слабых и сильных глаголов.
Свои формы наст.времени они образуют с помощью чередования корневых гласных, что характерно для сильных глаголов.А для форм прош.времени используется дентальный суффикс как у слабых глаголов.
Высказано предположение, что в основе возникновения этого разряда лежит индоевропейская видовая форма глагола. Эта форма вызывала конечный результат действия (на-).
Вид показывал настоящий результат к моменту действия, речи, совершенных ранее. Это видовое значение позволило акцентировать характер действия двояко: либо подчеркивалось протекание действия в прошлом, либо на первый план можновывести связь результата с моментом речи (это характерно для совр.англ.форм Pr.Perfect).
С этими глаголами раелизовался II способ интерпритации результативного вида, когда важна связь с моментом речи.
В герм.языках они начали выражать настоящее время.
Прпр глаголы своеобразны и по своей семантике.В основном это глаголы модального значения, часть которых сохранилась и в современном языке, но уже в д/а периоде многие из них утратили ряд форм. Чаще всего это инфинитив. А у многих не было прич.II и не могло быть из-за их своеобр.лексического значения.
|
|
Поскольку прпр глаголы использовали чередование корневой гласной в наст.времени как сильные глаголы, то их также распредели по классам как и сильные глаголы.
1 класс witan-wat (наст.вр.ед.ч.) –witon(наст.вр.мн.ч) – wit+d+e >wiston- ӡe-witen(выясненный)
2 класс инф. – ӡenēāӡ – ӡenuӡon – ӡenel
3 класс cunnan – can-cunnon – cun+ ð +e – cuðon – cuð (знающий,умелый)
4 класс sculan (помнить) – sceal – sculon – sceolde- sceoldon - --------------
Munan – man – munon – munde – mundon - ӡemunden
5 класс maӡan – mæӡ - maӡon (mihte) – mihton – ---причастия нет----
6 класс ----------- - mōt – mōton – mōste - --------------- - -------------------
7 класс āӡan - āӡ - āӡon – āӡte – āhton – āӡen
В OE к ним присоединился глагол willan, который первоначально относился к группе неправ. глаголов.Он начал создавать формы по аналогии с глаголом schoolan
В MidE шел интенсивный процесс распада системы. Сохнанилась только часть глаголов, кот.при этом имеют модальное значение+ произошел сдвиг врем.харастеристик (ahte, mōste) – в д/а обознач.прош.время àзначение наст.времени (cunnan – cuðe прош.время выровн.дент.суфф.по формам др. прпр гл и глагол стал звучать cude)
Формы прош.вр.sceolde wolde в р-а период приобрели много грамматич.функций:
1)продолжал использоваться в модальном значении
2) для вновь созданной аналит.формы сослагат.наклонения (I suggest he should do it; I wish you wouldn’t waste your time)
3) Возникла форма Future-in-the-Past.Здесь тоже использ. should, would. Когда гл.стали активно использоваться как вспомогат.глаголы, они стали безударными, а это, в свою очередь, привело к фонет.редукции корн.гласного,кот.завершилась потерей долготы.
В сочетании ld потеряла звук в произношении.
После фонет. изменений любители прецедентов euдолгий =u долгий в с/а периоде.