Организационные проблемы конверсии

В проводимых в России экономических реформах и перестройке системы управления важную роль играет реорганизация деятельнос­ти предприятий военно-промышленного комплекса. Это беспреце­дентная по масштабам задача. Частичная или полная переориентация предприятий (производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию. Практически конверсия означает со­кращение производства вооружения и военной техники и увеличение выпуска товаров и услуг для удовлетворения нужд населения и обще­ства в целом. С целью производства конкурентоспособной граждан­ской продукции для внутреннего и внешнего рынка используются высокие технологии оборонного комплекса.

Конверсия не может рассматриваться как процесс, связанный только с экономией финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов. Она требует значительных затрат на строительство и рекон­струкцию цехов, участков, модернизацию и замену оборудования, расширение и техническое перевооружение производства, а также на переподготовку кадров, выплату выходных пособий и т. д. Решение этой задачи предполагает использование методов государственного уп­равления в сочетании с рыночными методами.

Организационная структура отечественной военной промышлен­ности, объем производства которой доходил до2/, общего объема про­мышленного производства, довольно близка к корпоративной. Мно­гие предприятия создавались и функционировали в составе конкрет­ных технологических цепочек. Это создает реальные предпосылки для межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объеди­нений типа корпораций. Для многих предприятий военно-промыш­ленного комплекса образование корпораций является условием вы­живания — сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов, материально-технического обес­печения и сбыта готовой продукции.

Приватизация предприятий военно-промышленного комплекса требует особого государственного регулирования, в первую очередь в решении вопросов управления собственностью тех предприятий, которые должны находиться в прямом государственном управлении. Кроме того, принципиальное значение имеет представление государ­ственных интересов в акционерных обществах путем закрепления за государством пакетов акций или владения «золотой акцией». Это со­ответствует мировой практике сочетания государственных и частных интересов при реализации оборонных программ.

К настоящему времени в основном уже сформирована организа­ционная структура гражданского сектора оборонного комплекса, на­чата реализация новых приоритетов в его развитии. Такими приори­тетами в организационной сфере являются:

· формирование национальных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям;

· создание финансово-промышленных групп, технопарков и технополисов, основанных на использовании технологий двойного на­значения;

· образование транснациональных компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий (в том чис­ле и в других странах) как форм участия в мировом разделении труда;

· переход в полном объеме к государственной контрактной сис­теме размещения заказов для нужд государства;

· нормативно-правовое обеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организации и экономики военно-промышленного комплекса.

Реконструкция и структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса, перевод их на выпуск гражданской про­дукции, оптимальное использование их научно-технического потен­циала—ключевой вопрос развития корпоративного управления в Рос­сии, определяющий его судьбу в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: