Информатизация образования. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и их использование в образовании. Отечественный и зарубежный опыт дистанционного образования

Информатизация образования (от лат. informatio - разъяснение, изложение) — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимальногоиспользования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует, во-первых, совершенствованиемеханизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банковданных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а такжекоммуникативных сетей; во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания,методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личностиобучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, создание методических системобучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формированиеумений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработкеинформации; в-четвёртых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующихметодик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. И.о. - часть процесса информатизации общества, которую принято связывать с "информационнымвзрывом" (С. Лем). Сущность его состоит в экспотенциальном нарастании количества социально значимойинформации (научной, технологической, культурной и др.). Это явление наметилось в конце 18 в., когдапереработка всей информации стала практически непосильной для одного человека. Наиболее широкиймасштаб этот процесс принял в 20 в. Потребность в развитии производства информационных средств длясоздания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационныхпроцессов обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями,базирующимися в осн. на "бумажном" (книги, газеты и т.п.) и "плёночном" (фото, кино) представленииинформации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средстваинформации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные средства(телевидение, видео и др.). Новые информационные технологии не вытесняют традиционные - количество "бумажной" и "плёночной"информации продолжает нарастать, поэтому процесс информатизации не сводится только к внедрениюНИТ. Постепенно складывается многоуровневая система представления информации на различныхносителях и в различных знаковых системах. Происходит также процесс "семиотизации" общества - появление и развитие многочисленных знаковыхсистем, благодаря которым образуется многокомпонентное "информационное поле", представляющеесобой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графическогоизображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Возникает проблема информационной(коммуникативной) адаптации человека в обществе. Теоретической основой информатизации общества является информатика. В 60-е гг. 20 в. этот терминиспользовался для обозначения научной дисциплины об организации поиска и накопления научно-технической информации. Другое его значение было привнесено из французского языка (informatique -информационная автоматика) и определяло науку об автоматизированных процессах передачи, обработкии хранения информации на базе ЭВМ. Такое понимание термина близко к английскому computer science("компьютерные науки"). С 80- х гг. под информатикой понимается система знаний, относящихся кпроизводству, переработке, хранению, поиску и распространению информации в самых разнообразных еёаспектах в природе, обществе, техносфере. Среди специфических социально- педагогических проблем центральное место занимает противоречиемежду темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.Попытки разрешить это противоречие приводят к отказу от абсолютного образовательного идеала("всесторонне развитой личности") и замещения его социально- детерминированным образовательнымидеалом - максимального развития способностей человека к самореализации. Необходимо при этомобеспечить человеку право выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточноранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовать идеюнепрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования:создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации,формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием,пониманием и использованием. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишаетсяодного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства итехнологии становятся своего рода "продолжениями" человека (Х.М. Мак-Люэн). Возникает проблемаформирования и развития информационной культуры личности (см. Медиаобразование). В СССР термин "И.о." в середине 80-х гг. употреблялся в узком смысле. В 1988 группой учёных подруководством А.П. Ершова была разработана первая отечественная концепция И.о. - формированиекомпьютерной грамотности как элемента общеобразовательной подготовки человека; обучениепрофессиональному использованию НИТ; развитие содержания и методов обучения на основе НИТ;использование НИТ в качестве орудий труда; досуговое применение ЭВМ; использование ЭВМ вуправлении образованием. Впоследствии предполагался массовый переход к изучениюобщеобразовательных дисциплин с использованием ЭВМ на всех ступенях образования; ввод в действиеобщедоступных баз данных для всех видов обучения и управления образованием. В 90-е гг. стала преобладать концепция, отражавшая более общее понимание И.о., её связь синформатизацией общества. Согласно концепции, к осн. направлениям И.о. относятся: массовое освоениеНИТ; проведение исследований по их педагогическому внедрению и т.д. Установлено, что различные звеньяструктуры средних учебных заведений неодинаково "предрасположены" к различным компонентам И.о.Наибольшую потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки учебно-воспитательногопроцесса: системы управления образовательными учреждениями, информационно- педагогическая служба(библиотеки, медиатеки), медицинская служба. Учителя принимают в основном три направленияприменения ЭВМ: компьютер как информационное средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор,создание, тиражирование информации); средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений инавыков учащихся; средство облегчения работы с педагогической документацией. Функции обученияучитель оставляет за собой. Практика информатизации школ поставила ряд проблем: наиболее острая - проблема "сопротивленияучителей" внедрению НИТ, вызванная противоречием между коллективными формами обучения,характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулируемойперсональными ЭВМ. Другая проблема - уменьшение межличностных контактов - связана, в частности, сфеноменом "хакерства" - появлением категории людей, стремящихся погрузиться в виртуальнуюреальность на экране компьютера, активно взаимодействующих с ним, но оторванных от реального мира.Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации: права учащихся наполучение информации, защита от использования информации об учащихся другими лицами ему во вред иот несанкционированного доступа к школьным базам данных, авторское право и, в частности,использование в образовательных целях информации, на которую наложен запрет на бесплатноераспространение и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: