Социальные аспекты информационного общества

Формирование основ нового типа общества лишь до определённой степени определяется технологическими факторами. Гораздо большее воздействие на этот процесс оказывают преобразования в экономике, социальной структуре общества, политическом процессе, общественном сознании и т.п. Именно эти фундаментальные изменения должны быть представлены в концепции информационного общества. Такая постановка вопроса, во-первых, требует для понимания сущности информационного общества разработки системы индикаторов, которые бы отражали переход от постиндустриального типа общества к информационному. Во-вторых, временные рамки «пришествия» информационного общества существенно расширяются. Сегодня мы можем говорить лишь о некоторых его основаниях и тенденциях становления.

В настоящее время любые рассуждения о построении информационного общества в России необходимо начинать с анализа кризисной ситуации в отечественной информационной сфере, неразрывно связанной с общим спадом деловой активности.

Ростки информационного общества проявляются во всех странах в виде основ информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, но без серьёзных преобразований в социальной сфере и экономической жизни они так ростками и останутся. В понятие информационного общества необходимо вкладывать не только и не столько социальные последствия повсеместного распространения ИТТ, но те принципиально новые возможности, которые появляются у человечества при переходе на эту стадию развития.

ИТТ являются необходимым элементом всех существующих технологий. Объективированные в них знание, человеческий опыт становятся решающим фактором дальнейшего технологического прогресса.

Вопросы собственности всегда были первостепенными. Собственность на природные ресурсы, средства производства в информационном обществе дополняются не менее важным видом собственности на результаты интеллектуальной деятельности. Вопросы авторского, патентного права, интеллектуальной собственности для информационного общества приобретают ключевой характер. Информационное законодательство, регламентирующее эти вопросы, динамично развивается во всех странах.

ИТТ составляют технологическое основание процесса глобализации экономической жизни и финансовых рынков. Современные средства связи и коммуникаций разрушают пространственные границы, которые уже не имеют прежнего значения в хозяйственной жизни.

Перспективы электронной торговли осознаны многими странами. Упорядочивается использование цифровой подписи на документах.

Существенные трансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на этот процесс оказывают электронные СМИ, к которым активно примыкает глобальная компьютерная сеть Интернет. Между ними развернулась борьба за пользователей. Известно, что рост темпов продажи компьютеров существенно превышает соответствующие показатели рынка телеприёмников. Конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий объективно требует продолжения ряда «телефон – телевизор – компьютер» следующим концептуальным продуктом, который сочетал бы в себе возможности всех трёх, был бы тем устройством, через которое будет осуществляться выход в информационные магистрали будущего.

С другой стороны, происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют» практически одновременно одни и те же новости, особенно глобального характера. Идёт массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации. В различных странах рекламируются одни и те же группы товаров. Особенно сильно этот механизм «глобализации массового сознания» воздействует на молодёжь. Соответственно через пару десятилетий вырастет поколение людей, разделяющих гораздо больше стереотипов сознания, чем их предшественники.

Последствия перехода к информационному обществу оказываются далеко не столь радужными, как они виделись ещё несколько десятилетий назад, когда впервые заговорили о нём как более высокой ступени развития человечества. То, что технически реализуемо, далеко не всегда экономически выполнимо, социально приемлемо и политически оправдано.

Переход к информационному обществу выдвигает на первый план социальные проблемы, связанные с тем, как происходит адаптация государственных структур, гражданского общества и личности к новым условиям. Такая постановка вопроса представляется оправданной, поскольку доминирование технократической позиции, сводящей становление информационного общества к повсеместному распространению информационных и телекоммуникационных технологий, не позволяет увидеть главную цель любого общественного развития – расширение прав, свобод, возможностей человека. В этой связи представляется целесообразным анализ места и роли человека в новых структурах и отношениях, формирующихся процессом становления информационного общества.

Переживаемая социальная трансформация – не стихийный процесс, её результаты во многом зависят от позиции государства как одного из главных субъектов общественного процесса. Государство в процессе становления информационного общества может и должно взять на себя роль катализатора перемен и направлять их в желательном для общества направлении.

Анализ процессов становления информационного общества требует изучения его культурологических аспектов. В широком смысле под культурой можно понимать совокупность результатов сознательной деятельности человека. В более узком понимании культура – это система духовных ценностей, представленных в предметах искусства. Переход к информационному обществу оказывает воздействие на культуру в обоих смыслах. В информационном обществе мировоззрение человека во многом оказывается результатом конкурентной борьбы на рынках аудиовизуальной продукции, формирующей шкалу ценностей не в соответствии с философскими построениями, а с помощью навязывания поведенческих и ценностных стереотипов. Их «творцы», как правило, исходят из требований рынка, которые далеко не всегда совпадают с гуманистическими идеалами. В этой связи роль государства неоспорима в использовании законодательных рычагов для регулирования деятельности средств массовой информации и новых средств массовых коммуникаций.

Современные ИТТ существенно влияют на те формы социального поведения, которые обычно причисляют к культуре производства, потребления, развлечения, образования, общения. Они позволяют выполнять принципиально новые задачи, которые раньше просто не ставились. Это один из главных «культурологических» результатов – создание новых видов деятельности, новых отношений, усиление умственных способностей человека, предоставление широкого доступа к мировым культурным ценностям.

Потребительская культура. Благодаря глобализации СМИ, компьютерных сетей, доступности «информразвлечений» возникает глобальная мода. Происходит интенсивное формирование новых моделей и норм поведения.

Доступность и оперативность новостных сюжетов, демонстрируемых телевизионными каналами в ряду развлекательных программ, приводит к тому, что грани между реальностью и вымыслом в восприятии и осознании стираются. Это явление довольно новое, его предстоит ещё изучать, но уже сейчас можно констатировать, что оно реально приводит к изменению психологического строя личности.

Глобализация систем распространения массовой информации приводит к тому, что более сильные в информационном плане государства начинают доминировать и в области формирования общественного сознания, навязывать свои ценности, образ жизни, стереотипы поведения. Особенно это воздействует на молодое поколение, как более восприимчивое ко всему новому, и, следовательно, формирует будущее. В то же время, глобальные информационные сети позволяют передавать более высокие технологии, стандарты качества производства товаров и услуг.

В информационном обществе сочетаются две противоположные тенденции. С одной стороны, глобализация информационного рынка приводит к унификации массовой информации, к предложению и даже навязыванию некоторых событий, которые представляются общезначимыми. С другой стороны, наблюдается противоположная тенденция – диверсификация информационных услуг по региональным или содержательным признакам.

Сегодня значительно возросла доля интерактивных услуг, происходит переориентация потребительской культуры с пассивной на активную форму. ИТТ создают для такого поведения новые возможности, автоматизируя индивидуализацию информационных потребностей и услуг. Человек становится более свободен в выборе информационных услуг.

Потребительский рынок в информационной сфере перестаёт быть массовым, становится более фрагментарным.

Культура ведения бизнеса. Ценность компьютеров по-настоящему проявляется только тогда, когда они объединяются в сеть. «Сетевая» культура перестраивает внутренние взаимоотношения, устраняет иерархические барьеры как между подразделениями, так и между различными уровнями управления. ИТТ не только средство ведения бизнеса или выполнения государственных функций, но и способ их преобразования, элемент новой управленческой культуры. Планирование развития ИТТ – существенная часть общей стратегии развития компании.

Культура работы. Благодаря ИТТ повышается индивидуализм в работе, возникает возможность работать не в офисе, возникают новые виды рабочих отношений, растёт независимость сотрудников в формировании своего рабочего графика.

Информационное «давление» на человека увеличивается, доступность больших массивов информации требует времени и усилий для их осмысления. Обилие информации не приводит автоматически к лучшим решениям, более обоснованной стратегии развития. Новые масштабы работы с информацией требуют дальнейшей автоматизации интеллектуальных функций.

Культура производства. Современные технологии – элемент новой культуры производства. Технологии – это кодифицированное и легко передающееся знание, редуцирующее сложные операции к последовательности элементарных действий. Чтобы их усвоить и применить, нужна соответствующая инфраструктура.

Культура образования. ИТТ дают возможность людям иметь престижную и высокооплачиваемую работу, быть в курсе важнейших событий как в своей стране, так и за рубежом. Однако эти возможности открыты не для всех. Уже сейчас появляются социальные группы людей, которые не владеют информацией, не умеют работать с новыми технологиями. Необходимы скоординированные усилия на государственном и международном уровнях для ликвидации компьютерной неграмотности.

Культура взаимоотношения государства и граждан. Доступная в электронном виде государственная информация может способствовать развитию диалога государства с общественностью. Однако оценить степень воздействия ИТТ на демократизацию довольно трудно из-за разного понимания демократии в разных странах. В то же время использование ИТТ может быть направлено на возрастание контроля со стороны спецслужб за общественностью. Пока трудно утверждать, что с помощью ИТТ граждане оказываются более вовлечёнными в политический процесс. Интернет используется государством скорее как средство информирования, чем учёта общественного мнения.

Информационные обязанности государства перед гражданами возрастают. Информация, собранная на средства налогоплательщиков должна быть им доступна.

Информационное общество и язык. В настоящий момент в средствах массовых коммуникаций преобладает английский язык, что и определяет доминирование англоязычной культуры. Такая ситуация не устраивает многие страны, которые стремятся усилить свою культурную автономию, обладают значительным духовным наследием. Для России, например, чрезвычайно важно развивать свой собственный, русскоязычный сегмент Интернета, разработать, в том числе и при активной государственной поддержке, программы перевода богатейшего литературного и художественного наследия в цифровую форму представления. В каком-то смысле для России это вопрос информационной безопасности, понимаемой как комплекс мер, направленных на сохранение и упрочение культурной идентичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: