Глава 24. Корпоративные организации

Изменения в организации и методах функционирования предпри­ятии как субъектов хозяйствования обусловлены процессами прива­тизации собственности и сдвигами в системе управления, в результа­те которых хозяйственное управление отделилось от управления ад­министративного, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий.

В переходной экономике с осуществлением дерегулирования го­сударственного сектора, отходом от директивных методов руководст­ва и упразднением существовавших ранее иерархических структур возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрирован­ных.структур управления предприятиями на основе рыночных прин­ципов ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хо­зяйствующих субъектов: 1) путем вхождения предприятий в вертикаль­ные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отрас­левых структур или создаваемые заново; 2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных образований.

Формирование и усиление корпоративных структур — одна из важ­нейших тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и ми­рового хозяйства в целом, повышают уровни макроэкономического регулирования производства, стабильность экономического сотруд­ничества (в том числе международного), выступают в качестве парт­неров государства в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Промышленные группы являют­ся эффективной формой консолидации материальных ресурсов и про­изводственного капитала разных компаний. Эти общемировые тен­денции начинают проявляться и в России.

Тенденция к созданию крупных структур корпоративного типа ак­тивно пробивала себе дорогу и в условиях централизованной плано­вой системы управления. Это и эксперимент по созданию совнархо­зов, когда многие отраслевые министерства упразднялись и вводилась комплексная организация управления взаимосвязанными производ­ствами на территориальной основе, и возврат к отраслевому принци­пу, однако, с созданием при этом государственных комитетов меж­отраслевого значения, и наконец, крупномасштабная практика об­разования производственных, торгово-производственных объединении, агропромышленных и территориально-производственных ком­плексов. Нельзя не упомянуть и о государственных производствен­ных объединениях, создававшихся уже в период перестройки. Даже при резком спаде производства крупные предприятия (с численнос­тью промышленно-производственного персонала более 500 человек) обеспечивали подавляющую часть всего объема выпуска продукции в стране.

Все эти формы интеграции предприятии, позволявшие формаль­но организовывать совместную производственно-хозяйственную де­ятельность, оказались заблокированными тем, что в условиях господ­ства государственной собственности и предельной централизации управления невозможно было обеспечить реальное слияние финан­сового и промышленного капитала, их органическую взаимозависи­мость, использование рыночных механизмов конкуренции, ценового регулирования. Не разрушение, а трансформация этих форм интегра­ции в рыночные структуры могла дать реальный шанс появлению хол­дингов, консорциумов, хозяйственных объединений — современных корпораций ассоциативного типа.

Помимо общемировых тенденций корпоративного развития в Рос­сии действуют специфические факторы, диктующие необходимость коренного поворота к формированию корпоративного звена. Поиск новых форм кооперации и актуальность интеграционных процессов обусловлены обвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государст­венных заказов и неопределенности перспектив. К числу специфиче­ских российских факторов, побуждающих предприятия к объедине­нию в крупные структуры, можно отнести и такой, как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предпри­ятиями в ходе экономической реформы. Восстановление разрушен­ных производственно-технологических связей и структурная перест­ройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансо­вых ресурсов. Организационное построение интегрированной промы­шленной компании в условиях рыночных отношений рассмотрим на примере хозяйствующих субъектов нефтяного сектора.

В последние годы произошли структурные преобразования нефтяного сектора России путем создания нефтяных акционерных компании, обеспечивающих добычу нефти, ее переработку, а также сбыт нефти и нефтепродук­тов, в целях формирования конкурентного рынка и защиты интересов по­требителей. Структурная перестройка предусматривает создание вертикаль­но интегрированных нефтяных компании путем консолидации принадле­жащих государству акции акционерных обществ по добыче нефти, ее пере­работке и сбыту нефтепродуктов. Нефтяные компании объединяют входя­щие в их состав акционерные общества, отделения, филиалы и представи­тельства, используя механизмы планирования, финансирования, коорди­нации и контроля при сохранении операционной самостоятельности под­контрольных предприятий.

Основными критериями формирования нефтяных компаний являются производственно-технологическая целесообразность их создания, обеспечи­вающая сбалансированность объема добычи нефти, ее переработки и покры­тия потребностей экономики в нефтепродуктах, сохранение сложившихся транспортных потоков и хозяйственных связей, обеспечение конкурентоспо­собности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках нефти и нефтепродуктов. Обязательным условием создания вертикально интегри­рованной нефтяной компании является включение в ее состав акционерных обществ по добыче нефти, ее переработке и сбыту нефтепродуктов. Кроме них, в состав нефтяных компаний могут быть включены отраслевые маши­ностроительные предприятия, научно-исследовательские организации, а также геологоразведочные организации, организации строительства в неф­тегазовых отраслях и др. Нефтяные компании и подконтрольные им акцио­нерные общества могут участвовать в финансово-промышленных группах. Контракты на поставку нефти, продуктов ее переработки и нефтяного газа для федеральных нужд и по межправительственным соглашениям заключа­ются государственными заказчиками с нефтяными компаниями и другими юридическими лицами.

Нефтяные компании могут создаваться в форме:

· акционерных обществ (компаний) без непосредственного закрепления за государством части их собственности;

· акционерных обществ (компаний) с частичным закреплением за госу­дарством их собственности;

· государственных компаний при полном закреплении их активов в го­сударственной собственности.

Форма собственности компаний не может служить основанием для по­лучения экономических и финансовых льгот либо привилегий. Деятельность нефтяных компаний регулируется едиными государственными нормативами и рыночными условиями. Организационная структура нефтяной компании представлена на рис. 24.1.

Таким образом, используется двухуровневая структура управления неф­тяным комплексом: первый уровень (нижний) — нефтяные компании, обес­печивающие управление группой подконтрольных акционерных обществ за счет владения пакетами их акций; второй уровень (верхний) — федеральные органы управления, обеспечивающие управление нефтяными компаниями че­рез своих представителей в советах директоров этих компаний и государст­венное участие в их капитале.

Наряду с крупными вертикально интегрированными компаниями в неф­тяном секторе получают развитие мелкие и средние предприятия. Создание небольших компаний, как частных, так и со смешанной собственностью, спо­собствует ускорению ввода в эксплуатацию месторождений с небольшими объ­емами разведанных запасов, созданию дополнительных рабочих мест, конку­ренции на рынке энергоресурсов.

В последующих разделах данной главы рассматриваются основ­ные формы интеграции предприятий, получившие развитие в совре­менных условиях. Наиболее широко распространенным структурам, таким, как финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации и международные совместные предприятия, посвящены отдельные главы (главы 25 —27).

Корпорация

В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной формой организации управле­ния крупным производством. Корпорация (акционерное общество) — это организация (союз организации), созданная для защиты интересов и при­вилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Корпоративное законодательство устанавливает за корпорацией пра­во выступать в качестве юридического лица независимо от ее владель­цев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т. д., причем отдельные акционеры не не­сут ответственности за ее действия. Такое юридически независимое существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы ком­пания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.

 
 


Рис. 24.1. Организационная структура вертикально интегрированной нефтяной компании

О главных ориентирах корпоративного управления можно судить по приводимому в табл. 24.1 перечню проблем, выдвигавшихся на пер­вый план в развитии мировой экономики в разные периоды второй половины XX века.

Таблица 24.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: