Особенности драмы А.Н Островского «Гроза». Смысл названия драмы

1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого века.

2. Двуплановость конфликта в драме: сочетание конфликта социального и любовного. При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса. Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней. Островского интересуют в большей степени результат, к которому приводит Катерину любовный конфликт, внутренний кризис и крах героини.

3. Использование Островским целого ряда приемов, помогающих поддерживать постоянное психологическое напряжение в драме. Мотив предсказания трагической развязки всего действия играет в пьесе особую роль. Он находит свое выражение и в предчувствиях самой Катерины (Тихону: "... быть беде, Тиша"; Борису: "Нет, мне не

Жить!") и в пророчествах сумасшедшей барыни, и в песне Кудряша, и в общем ожидании катастрофы перед грозой, в замечаниях людей о том, что "убьет кого-нибудь".

4. Описание красоты русской природы еще более подчеркивает контрастность между возможными ощущениями радости жизни и реальными событиями, происходящими на сцене.

5. Богатство символики в пьесе. Особую роль играет многозначный символ грозы. Для Кулигинагроза - "благодать"; для Катерины - возмездие за грехи (ей страшна не сама смерть, а то, что "застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами"); для Тихона - самодурство матери (уезжая из дома, он мечтает о том, что "недели две никакой грозы" над ним не будет). Устремленность Катерины к свободе символизируется вольным полетом птицы. Изображение "гиены огненной" на стене в галерее символически предрекает для Катерины неизбежность расплаты. Можно говорить и о том, что в пьесе фигурирует целый символический образ - образ сумасшедшей барыни. Никакой другой роли, кроме оглашения страшных пророчеств, этот образ не выполняет.

6. Использование в пьесе говорящих фамилий и особых "примет" героев. Необузданный произвол Дикого вполне соответствует его фамилии. В то же время мы знаем, что Дикого в городе зовут "воин". "Примета" Бориса в том, что он "достался "Дикому "на жертву". Особенность Кабанихи заключается в желании действовать "под видом благочестия": Кулигин о ней прямо говорит, что она «ханжа».

А. Н. Островский вовремя заметил обреченность патриархального мира и решил показать это читателю в своей пьесе. Он изобразил постепенное разрушение старых, привычных устоев как грозу, медленно приближающуюся и разгорающуюся в полную силу. Она сметает все на своем пути. Гроза олицетворяет перемены в жизни и обществе, именно поэтому название произведения многозначно и символично. Слово “гроза” — ключевое для пьесы.

http://www.testsoch.com/xudozhestvennye-osobennosti-dramy-groza/

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00056401184864032248


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: