Австрийская школа

Отличительными особенностями австрийской школы (по сравнению с другими теориями маржинализма) являются:

· монистический субъективизм – все экономические категории стремятся вывести только из предпочтений и ожиданий экономического субъекта;

· методологический индивидуализм – выступали против любого агрегирования, все события в экономике рассматриваются только как равнодействующая индивидуальных предпочтений и решений;

· отсутствие не только математических методов исследования, но даже геометрических иллюстраций теоретических положений. В этом проявилось их стремление к более реалистичному отражению действительности);

· отсутствие развитых идей равновесия;

· важная роль отведена фактору времени.

Представители австрийской школы маржинализма – К. Менгер (1840–1921), Э. Бем-Баверк (1851–1919) и Ф. Визер (1851–1926).

Основные работы:

К. Менгер «Основания политической экономии» (1871) и др.;

Э. Бем-Баверк «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Капитал и процент» (1889) и др.;

Ф. Визер «Происхождение и главные законы народнохозяйственной стоимости» (1884), «Естесственная ценность» (1889), «Теория общественного хозяйства» (1914) и др.

Теория предельной полезности как теория ценообразования «австрийской школы».

Как мы знаем, со времен Аристотеля экономисты выделяли в товаре потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость (способность товара в определенных пропорциях обмениваться на другой товар). В качестве основы, определяющей пропорции обмена (цен) товаров, у основоположников политической экономии Смита и Рикардо выступал труд. Полезность же, рассматриваемая как объективная способность вещи удовлетворять какие либо человеческие потребности, представлялась лишь условием осуществления обмена.

Представители «австрийской школы» не только ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), но и выдвинули ее в качестве основы ценообразования. Чтобы лучше понять логику их рассуждений, следует разграничить понятия объективной и субъективной полезности. Первая представляет собой способность служить для человеческого благополучия. Субъективная полезность или ценность представляет собой значимость данной вещи для благополучия данного человека. Следовательно, может иметь место ситуация, когда вещь обладает полезностью, но не обладает ценностью для конкретного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: