- самообслуживание потребителей на традиционной раздаточной линии;
- самообслуживание потребителей на раздаточных линиях или прилавках в предприятиях быстрого питания.
Самообслуживание на традиционной раздаточной линии – возможность потребителям самостоятельно выбрать и получить выставленные на линиях раздачи закуски, салаты, мучные кулинарные и кондитерские изделия, десерты, холодные и горячие напитки. Горячие блюда потребители получают на линиях раздачи непосредственно после порционирования поварами.
При самообслуживании потребителей на раздаточных линиях или прилавках в предприятиях быстрого питания работники комплектуют и отпускают выбранные по заказам потребителей блюда, изделия и напитки.
2. ОБСЛУЖИВАНИЕ ОФИЦИАНТАМИ (БАРМЕНОМ):
- полное обслуживание официантами
- частичное обслуживание официантами
Формы полного обслуживания официантами за столом:
· обслуживание по свободному меню (для индивидуальных потребителей);
· «бизнес-ланч» (быстрое обслуживание порционированными (комплексными) обедами в определенное время, обычно с 12 до 16 ч для индивидуальных и групповых потребителей;
|
|
· обслуживание по свободному меню («а ля карт»), по комплексному (фиксированному) меню с предварительным накрытием столов для групп туристов, проживающих в пансионатах, в санаториях и пр.;
· банкетное обслуживание по предварительным заказам для групп потребителей (гостей).
ФОРМЫ БАНКЕТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ПОЛНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ:
· банкет (прием) за столом с полным обслуживанием официантами,
· банкет-чай.
Банкет (прием) за столом с полным обслуживанием проводят в основном на дипломатических, официальных приемах в виде торжественных завтрака, обеда или ужина, с ограниченным ассортиментом банкетных закусок, блюд и напитков, с обслуживанием высококвалифицированными официантами.
Банкет-чай – обслуживание сорганизацией чаепития, в т.ч. из самовара, с мучными кулинарными и кондитерскими изделиями в ассортименте и т.д.
ФОРМЫ БАНКЕТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ЧАСТИЧНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ:
· банкет за столом;
· банкет-фуршет;
· банкет-коктейль;
· экспресс-обслуживание;
· «шведский стол (буфет)».
Банкет за столом с частичным обслуживанием официантами – официанты доставляют продукцию из раздаточной в зал, расставляют сервировочные блюда с продукцией и бутылки на столе, а за столом потребители обслуживают себя самостоятельно, порционируя блюда и наливая напитки.
Банкет-фуршет – форма обслуживания потребителей с организацией питания стоя и использованием специальных фуршетных столов. Меню состоит в основном из большого ассортимента холодных и горячих закусок, десертов, мучных кулинарных и кондитерских изделий, в основном однопорционных. Для потребления используют тарелки и закусочные вилки. Предлагаемые блюда и изделия потребитель (гость) перекладывает в тарелку самостоятельно или с помощью официантов.
|
|
Банкет-коктейль – форма обслуживания потребителей с организацией питания стоя, при котором все порционированные закуски и блюда, напитки в рюмках и бокалах предлагают потребителям (гостям) официанты, вместо вилок и ножей потребители используют специальные банкетные шпажки. При этом масса и величина всех изделий или отдельных кусочков продуктов должна быть такой, чтобы их можно было свободно положить целиком в рот, так как использование тарелок не предусматривается. В качестве напитков используют коктейли различных видов.
Экспресс-обслуживание – обслуживание большого числа потребителей за определенный и ограниченный интервал времени в виде комплексных рационов в двух и более вариантах. Экспресс-обслуживание применяют для организации питания участников съездов, конференций, симпозиумов, семинаров, пассажиров, учащихся и пр.
«Шведский стол (буфет)» – форма обслуживания, устанавливающая способ одновременной подачи блюд в широком ассортименте, с частичным самообслуживанием, при котором потребитель выбирает и самостоятельно порционирует блюда и напитки, а официант и/или повар оказывают консультационную и практическую помощь при выборе и порционировании. Обслуживание применяется при организации обедов, ужинов в гостиницах и других средствах размещения.