Тема 2. Проблема телесности (инкорпорированности) в антропологии

Антропология использует инкорпорированный подход – человек как существо, встроенное в тело, отказ от сведения человека к сознанию.

Вспомните, какие науки изучают человека преимущественно как существо, лишенное телесности? Как называется такой подход к человеку в науке?

Тело человека – поле знаков человеческой деятельности. Мы считываем тело как книгу, как текст – в основном это идет на уровне подсознания (жестикуляция, позы, украшения тела (одежда, татуировки), дыхание и т.д.) – психологи установили, что такое сканирование идет со скоростью более 1000 маркеров/секунда.

Голливудские фильмы про Грецию или Египет невозможно смотреть без смеха – у героев современные модные прически, они ходят по-современному и т.д.. Это выглядит блестяще, но совершенно неисторично.

Антропология указывает, что тело – первый инструмент человека, в отношении его формируется дозволенное и недозволенное, приличное и неприличное, вежливое и невежливое (в каждой культуре обычно выделяется и гендерный аспект – есть женские и мужские позы, одежда и т.д.).

Поза сна – во многом культурно обусловлена, сейчас принято спать вертикально на боку, традиционная поза японок – на спине, руки должны быть вытянуты вдоль тела (поза солдата) – считается, что тогда женщина особенно красива, в средние века медики рекомендовали спать сидя в деревянном кресле.

Культурно-обусловленными являются также ходьба, бег, танец и т.д. Моторика тела меняется со временем, она разная в разных культурах и субкультурах.

Слышали ли вы о том, что российского туриста за рубежом узнают по походке? Как вы думаете, что именно является маркером в данном случае?

Представительницы какого народа сейчас имеют репутацию лучших горничных из-за особенностей своей походки, в т.ч. у «новых русских»?

Как Вы думаете, что интересного можно было бы обнаружить, если бы с помощью специальных компьютерных программ запустить кинохронику начала ХХ в с нормальной скоростью?

Поза питания – здесь тоже существуют многочисленные варианты – в эпоху античности было принято есть полулежа, обеденных столов не было, еда за столом – это результат влияния варварской культуры, пришедшей после падения Рима, в традиционных восточных культурах принято сидеть, свернув ноги калачиком, в Японии – есть поза принятия пищи, сидя на коленках.

Каков был первоначальный смысл пословицы, пришедшей в русский язык от монголо-татар: «Хочешь жить – умей вертеться»?

Ношение усов и бороды – во многих (но не во всех) традиционных культурах это атрибут мужской зрелости. В эпоху античности было принято бритье бород. Эта же традиция перешла в ранневизантийскую культуру – многие величайшие святые православной церкви первых веков брили бороды. В средние века ношение бород стало благочестивой нормой. В Европе с Нового времени происходит возврат к бритью бород.

В России Петр I стал насильно вводить бритье бород по западному образцу. Был издан указ, согласно которому служилые люди были обязаны сбрить бороду, крестьяне могли ее не брить, купцам – на выбор: либо сбривать бороду, либо платить огромный штраф. Большинство купцов выбрало второй вариант.

Используя ваши знания, постарайтесь объяснить почему русские купцы предпочли платить штраф? Дайте ответ с использованием двух форм порядка в культуре

В СССР до 50-х гг. бороды в городах носили только священники. В 50-е гг. возникла мода на ношение бород среди интеллигенции (писатели, физики-ядерщики) – отчасти это было подражанием Э.Хэмингуэю (борода «под Хэма») – это считалось эстетическим отличием от человека-«совка».

Одежда – здесь культурные (в т.ч. гендерные) маркеры видны особенно ярко. Штаны – первоначально женская одежда (на Востоке до сих пор носят традиционные женские шаровары), мужчины в древности, в т.ч. и в античном мире носили юбки (в одном из древних трактатов прямо говорилось, что мужчине больше приличествует недлинная юбка, потому что так видны мужественные волосатые ноги), в эпоху варваризации утвердился вариант, пришедший из более холодных варварских стран – ношение штанов мужчинами, юбка стала женской одеждой (у христианских священников ряса осталась незыблемой с античных времен).

Какой европейский народ сохранил традицию ношения юбок мужчинами – они гордо вышагивают в юбках даже на парадах, хотя над ними смеются все европейцы?

В какие эпохи мужчины в Европе, а затем и в России носили чулки и парики?

Многообразие форм одежды в традиционных культурах хорошо описано в этнологии -–сари в Индии, кимоно в Японии.

Одежда всегда являлась маркером богатства или бедности (сейчас это видно особенно хорошо – есть специальные магазины для разных страт по уровню дохода, казовым маркером выступает клеймо фирмы-производителя), с середины ХХ в. одежда стала маркером возраста – появилась особая молодежная одежда (до этого и молодые, и зрелые люди носили одинаковые шляпы, плащи, костюмы), в конце ХХ в. от молодежной одежды отделилась подростковая.

Антропологи указывают, что одежда в этом смысле является продолжением тела как поля знаков.

Очки – отношение к ним также было различное. В советских школах было принято дразнить «очкариков» - быть слишком умным считалось неприличным (видимо, это наследие 1917 г., когда с началом красного террора могли расстрелять за ношение пенсне), в то же время в Японии в 80-е гг. возникла настолько мощная мода на ношение очков, что многие молодые люди стали носить очки с простыми стеклами (мода на «умное лицо»), нечто похожее сейчас наблюдается в Санкт-Петербурге.

Как вы полагаете, массовая культура Сургута в плане отношения к очкам ближе к советскому варианту или японско-петербургскому?

Многие аксессуары со временем вообще исчезают – например, еще 100 лет назад были очень распространены трости для ходьбы. Сейчас их нет нигде.

Средства передвижения – это также мощнейший маркер (породистая лошадь, экипаж, модный автомобиль, в Венеции в эпоху средневековья – будка с носильщиками).

Вербальные и невербальные символы – о невербальных мы уже говорили. Они обусловлены не только культурными характеристиками, но и индивидуальным психотипом – психологическая школа НЛП доказывает, что более 1/3 людей – кинестетики, в процессе внимательного слушания они не смотрят на собеседника, а опускают глаза (им нужно вчувствоваться). Западная культура предполагает более активное, но не беспрерывное «смотрение» на собеседника – прямой долгий взгляд воспринимается как агрессия или проявление сильного чувства («пялиться на другого»). В то же время в Индии визуальный контакт более тесный и долгий – это очень смущает представителей других культур.

О каком взгляде у нас говорят «как будто хочет съесть», «цыганский взгляд»?

Какие жесты «прихорашивания» Вы знаете? Вы полагаете, чего в них больше - биологической обусловленности или культурной?

Телесная красота – эстетические стандарты также очень подвижны. Статуя Венеры Милосской – 155 см., никаких 90/60/90 у ней не наблюдается – это совсем не похоже на современный глянцевый стандарт – у Венеры фигура женщины, способной легко рожать, сейчас культивируется образ худющей женщины с болезненно-подростковой фигурой, неспособной рожать (подсознательный маркер на отказ от рождение детей). До 60-х гг. женские манекены были в соответствии с женской биологической природой (в моде были широкобедрые Б.Бордо, С.Лорен), с конца 60-х гг. стал насаждаться бесчеловечный культ худого манекена. Компьютерное моделирование показало, что если современный манекен пойдет, но у него сразу же случится перелом позвоночника – стать похожим на манекен можно только перед смертью. Но многие женщины бессознательно на него ориентируются, миллиарды долларов тратятся на покупку таблеток для похудания, коррекционное белье и т.д. Кое-кому такое запудривание мозгов дает хорошие барыши.

Кстати, одним из естественных атрибутов красивой нормальной женщины всегда считался целлюлит – его тщательно выписывают на своих картинах художники Возрождения и более поздних эпох.

Стандарт женской красоты на Востоке даже сейчас во многом остается традиционным – красотками там считаются женщины весом около 100 кг.

Что Вам известно об стандарте женской красоты в современной Турции, являющейся евразийской страной? Отчасти этот стандарт культивируется и среди азербайджанцев.

Что Вам известно об эстетическом женском стандарте русского купечества ХIХ в., русского крестьянина?

Знаете ли Вы, как современная медицина определяет значение целлюлита для здоровья женщины?

Иногда культурные стандарты красоты заставляли идти на изуверские меры. Классический пример – традиция бинтования ног для девочек в Китае, в Новое время для более изящного ношения корсета многие женщины шли на операцию по удалению нижнего ребра, сам корсет всегда создавал угрозу сдавливания внутренних органов, угрозу выкидыша в случае беременности. В настоящее время желание быть похожим (похожей) на лицо с обложки глянцевого журнала толкает миллионы людей к дорогостоящим и опасным пластическим операциям, которые часто заканчиваются весьма трагично.

Как и зачем в Китае производили процедуру бинтования ног для девочек?

Сами антропологические характеристики тела также меняются – рыцарские доспехи средневековья сейчас годятся только для мальчиков 12-13 лет – они рассчитаны на рост 1.5-1,6 м. – тогда рост был гораздо ниже (видимо, из-за плохого питания). В то же время мускульная сила человека тогда была гораздо большей – ученые по сохранившимся фрагментам реконструировали греческие гребные лодки, даже чемпионы по гребле не могут справиться с веслами – тяжело, в одном из греческих текстов говорится, что победитель олимпийских игр прыгнул в длину на 15 м.

Отличительной чертой американцев уже с ХVII в. был огромный рост – почти на 20 см. выше среднеевропейского – из-за обилия мясной и витаминной пищи у колонистов. Мы по привычке считаем японцев низкорослыми – так и было еще 50 лет назад, но прогресс японского сельского хозяйства, пищевой и фармацевтической промышленности привел к тому, что сейчас средний рост японца – больший, чем среднего россиянина (почти 90% японцев употребляют БАДы). Не все зависит от питания и образа жизни – еще Тургенев в «Записках охотника» говорил о «породе» - генетические факторы роста человека тоже очень значимы, но не абсолютны.

Каков сейчас олимпийский рекорд по прыжкам в длину?

Почему строительный кирпич имеет стандартный объем?

Что Вам известно о качестве продуктов питания в современной России?

Слышали ли Вы о миллионере Стерлигове? Какой образ жизни он ведет?

Книга – величайшее изобретение человечества еще и потому, что она очень хорошо соотносится с его телесностью. До появления книги люди писали на свитках (пергамент, папирус и т.д.), но это было неудобно в плане поиска. Книга в этом плане – настоящее чудо и в плане поиска текста, и в плане тактильных ощущений. В этом смысле чтение с компьютера и даже с ноутбука не дает такого эффекта, как чтение книги. Поэтому не случайно, что сейчас стали выпускаться электронные книги, имитирующие книги обычные.

Подумайте, в чем конкретно проявляется несомненное преимущество книги перед свитком и компьютером?

Изменчивы также представления о приличном и неприличном в телесности. Во многих традиционных культурах неприличным для женщины считается сидеть, расставив ноги (колени приличнее свести). Мальчиков наоборот с детства дразнят, если они сидят в женской позе. В большинстве культур мальчикам (мужчинам) стыдно плакать (хотя медики говорят, что плакать полезно), плачущая женщина – явление вполне нормальное. Но в средневековых церквях плач был нормой. А в ХVIII - начале ХIХ вв., в эпоху сентиментализма и романтизма, возник настоящий культ слез, пришедший из романов. На балах не только плакали, чаще всего искусственно, но и делали вид, что упали в обморок от избытка чувств. В Японии плачущий мужчина всегда воспринимался как абсолютно нормальное явление.

Наверняка бабушки Вам говорили, что нельзя хохотать? А почему нельзя?

Отправление естественных телесных потребностей. В Европе практически все Средневековье происходило абсолютно прилюдно. Известный деятель эпохи Ренессанса пишет в своих заметках как о деле совершенно обычном – в доме мецената я увидел его жену, она справляла большую нужду, мы поздоровались, и я пошел к хозяину дома. В домах российских крестьян туалет часто устраивался «по-черному». В советских коммуналках в туалет можно было ходить только по очереди.

Реконструкция средневековых замков показывает, что до ХII-ХIII вв. там не было перегородок, т.е. не было ни спальни, ни туалета, ни ванной комнаты – все и днем и ночью происходило в одной большой комнате, в присутствии слуг, детей, собак.

История дает очень различные варианты гигиены тела. Частое принятие горячей ванны стало культивироваться в античном мире, знаменитые «греческие бани» потом получили название «турецкие бани» (в то же время во многих восточных странах ежедневная горячая ванна или хотя бы душ – даже сейчас привилегия олигархов), проблема нехватки пресной воды в ХХI в. будет только обостряться. В средние века произошла варваризация культуры – использование ванн, бань стало осуждаться как неблагочестивое поведение. В Византии и на Руси отношение к баням было совсем иным

Вспомните, какими именно аргументами в средневековой Европе объяснялось неблагочестивость процедуры принятия ванн?

Вспомните, с какого времени западноевропейская элита стала культивировать принятие ванн?

Вспомните «Повесть Временных Лет». Что там говорится о банях на Руси?

В конце ХХ в. в Японии проводился опрос: «Что Вы считаете самым большим технологическим достижением человечества?» Как Вы думаете, какой ответ был наиболее массовым?

Знаменитая английская королева Елизавета в конце ХVI в. заявляла, что она принимает горячую ванну очень часто – раз в месяц. Французский король Людовик ХIV (правил в 1643-1715 гг.) заявлял, что принял ванну только раз в жизни, в остальное время только обтирался влажными салфетками. Наполеон писал своей Жозефине, чтобы она не мылась несколько дней перед его приездом, чтобы он лучше насладился ароматом ее тела. Только c середины ХХ в. стало возможным ежедневное употребление горячей ванны или душа, в последние десятилетия стал культивироваться американский стандарт – душ два раза в день утром и вечером.

Как Вы думаете, каково отношение медиков к новомодной традиции очень частого принятия горячих ванн?

Гендерные отличия в телесности всегда имели большое значение – для нас привычен традиционный идеал сильного, мускулистого мужчины и хрупкой женщины, но сейчас он реально уже уходит в прошлое. Во многих примитивных культурах представление об эталоне мужской и женской телесности другое – например, у некоторых африканских племен ценится мускулистая женщина, когда она идет нагруженная тяжеленной поклажей (в руках, на плече, на голове), мужчины отвешивают ей комплименты – какая ты сильная, какие у тебя мускулистые бедра, можно еще одну сумку навешать, она идет довольная.

В этом смысле точно так же, как африканские женщины мыслят современные западные феминистки – они воспринимают как оскорбление, если перед ними мужчина галантно раскроет дверь, они полагают, что это вгоняет женщин в комплекс неполноценности и физической слабости (феминистки советуют таких мужчин отправлять в аут ударом каратэ).

Между тем, физические различия (помимо изначальных физиологических отличий) в силе и ловкости между мужчиной и женщиной возникли не случайно. Они шлифовались на протяжении сотен тысяч лет. Люди заметили, что определенные виды работ лучше выполняет мужчина, определенные – женщина. Мужчина лучше справлялся с работой, связанной с непродолжительными тяжелыми рывками (преследование зверя, несение туш животных), в то время как женщина - с монотонной кропотливой работой (растирание зерен на жернове, воспитание детей). Эта специализация приводила к закреплению специфических навыков – воспитание девочек поощряло терпение (шитье, игра с куклами), мальчиков – агрессивность, подвижную физическую ловкость (подвижные игры, обращение с оружием). И сейчас девочек хвалят за то, что у нее красивое, чистое платье, мальчика – за то, что он ловко попадает камнем в цель, девочке дарят куклу, мальчику - автомат.

Доказано, что даже зрение мужчин и женщин во многом различное – мужчина хорошо видит на дальнее расстояние (ему нужно было издали увидеть зверя на охоте), у женщины наоборот - обзорное зрение на близком расстоянии (ей нужно было следить, чтобы змея не заползла в пещеру, чтобы ребенок не залез в костер). Женщины легко могут видеть «краешком глаза», мужчинам, чтобы посмотреть нужно повернуть шею. Мужчина не может найти разбросанные по комнате носки, зато мужчина быстрее разглядит номер идущего издалека автобуса.

Физиологически женский организм предрасположен к более длительному существованию, так как биологическая задача женщины гораздо продолжительнее, чем у мужчины (выносить и выкормить ребенка), физиологическую же задачу мужчины можно решить за 10 минут. Поэтому при равных жизненных условиях женщины всегда живут на несколько лет дольше мужчин, у женщин сильнее иммунитет, они менее чувствительны к боли. В ходе ленинградской блокады дети стали умирать в ноябре 1941 г., мужчины – в декабре, женщины – в январе 1942 г. Зато мужчины обладают способностью создавать жесткие иерархические структуры с сильной дисциплиной, которые позволяют выжить коллективу в экстремальных условиях. У женщины лучше развита природная интуиция (особенно в состоянии беременности или кормления – это вообще нормальное состояние взрослой женщины с биологической точки зрения, современная женщина находится в нем крайне редко), зато мужчина обладает совершено непонятным для женщины инструментом – рациональная логика (многие физиологи даже утверждают, что логика это вторичный половой мужской признак). Мужской мозг устроен иначе, нежели женский – мужчины могут поочередно включать и выключать левое (логическое) и правое (образное) полушарие, у женщин они работают только одновременно. Поэтому в истории нет ни одного великого философа-женщины. Огромны отличия в мужской и женской психике. Эти особенности оказали огромное влияние на развитие человеческой истории, они отражались при формировании эстетических и морально-приемлемых эталонов мужского и женского тела. Только во второй половине все эти моменты стала изучать такая отрасль историко-антропологичиского знания, как гендерная история.

Как Вы думаете, что происходит в современном мире с мужской и женской телесностью? В чем причины этих изменений? Как это отражается на культурно-приемлемых эталонах мужской и женской телесности?

Как Вы полагаете, успех в современном постиндустриальном мире обеспечивается в большей степени традиционно-мужскими или традиционно-женскими качествами телесности?

Эксперименты над шимпанзе показали, что самцы-шимпанзе, наблюдая за мужчинами очень быстро усваивают навыки имитирования мужского поведения – например, они охотно болеют за футбольную команду перед телевизором, в то время, как самки-шимпанзе предпочитают имитировать женское поведение – долго вертятся перед зеркалом в ванной, красят губы помадой и т.д. Как вы думаете, о чем свидетельствует такое поведение обезьян?

Интересен также такой момент как связь телесности с духовным миром. Во многих традиционных языческих культурах считалось, что душа обитает в теле (в состоянии страха душа «уходит в пятки» - люди полагали, что это не метафора, что это происходит прямым образом, физически). Центр духовного мира чаще всего видели в сердце, но не всегда – например, у японцев возникли представления о том, что душа хранится в печени. В новое время рационализация жизни привела к усилению внимания к мозгу как к новому центру духовной жизни – сейчас смерть людей фиксируется в случае гибели мозга, психически ненормальных людей раньше называли душевнобольными, сейчас – сумасшедшими

Посмотрите фильм Ж.-Л. Годара «Мужское-Женское» (он есть вконтакте). Как Вы поняли концепцию автора?

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: