Краткое содержание

Социально-психологическое исследование начинается с со­ставления его программы, включая и план работы. Выбор темы исследования обусловлен собственным опытом, контак­тами с коллегами, чтением специальной литературы. Когда соответствующая информация освоена исследовате­лем, он формулирует гипотезы. Эти гипотезы должны яв­ляться логическим следствием определенной теории, из кото­рой исходит исследователь.

Следующий этап — выбор исследовательского плана. Выде­ляют два основных типа исследований: корреляционный и экспериментальный. Корреляционное исследование направ­лено на выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации экс­перимента исследователь имеет возможность манипулиро­вать некоторыми факторами.

Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информа­ции, используя наблюдение, опросы или анализ документа­ции (контент-анализ). После того как собраны первичные данные, исследователь обращается к их обработке и анализу. Итогом всей работы является научный отчет. Древнейший научный метод — наблюдение. Это преднаме­ренное и целенаправленное восприятие явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода. Когда ис­следователь использует ряд заранее определенных катего­рий, в соответствии с которыми фиксируются реакции инди­видов, наблюдение называется стандартизированным (струк­турным). Наблюдение нестандартизированное (неструктур­ное) состоит в том, что здесь исследователь руководствуется лишь самым общим планом. Чтобы исключить влияние на­блюдателя, используется включенное (участвующее) наблю­дение.

Цель опроса состоит в получении информации об объектив­ных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемых. Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам: а) опрос "лицом к лицу" — интервьюирование; б) заоч­ный опрос — анкетирование.

Выделяют два основных вида интервью. В стандартизирован­ном интервью формулировки вопросов и их последователь­ность определены заранее. Нестандартизированное интер­вью, наоборот, проводится лишь на основе общего плана.

В полустандартизированном (фокусированном) интервью ис­пользуется "путеводитель" интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

8. Вопросы, используемые в интервью и анкетах, подразделя­ются на открытые (неструктурные) и закрытые (структур­ные). Первые не дают опрашиваемому никакого руководства ни в отношении формы, ни в отношении содержания его отве­тов; вторые — предлагают сделать выбор лишь из числа ука­занных вариантов ответа.

9. Использование каждого из методов (и интервью, и анкетиро­вания) имеет свою специфику. Выбор между ними зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом.

10. В основе метода анализа документов лежит соответствующее использование информации, представленной в каком-либо тексте, рисунках, на фото- или кинопленке, магнитной ленте и т.д. В качестве объекта анализа могут выступать как офи­циальные, так и неофициальные документы.

11. По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные. Выделяют также документы, созданные независимо от исследователя, и "целевые" документы, кото­рые готовятся по заданию исследователя.

12. Контент-анализ заключается в выделении каких-либо посто­янных элементов текста или изображения и затем системати­ческой фиксации данных элементов с последующей кванти- фикацией и анализом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: