Экономический механизм природопользования в Республике Татарстан

Экономический механизм природопользования в Республике Татарстан включает в себя:

1. Систему регламентации режимов природопользования.

2. Введениелимитов использования природных ресурсови качества окружающей среды через:

— регламентирование видов хозяйственной деятельности (лицензирование и др.);

— лимитов использования природных ресурсов;

— показателей качества окружающей среды.

3. Создание системы платного природопользования, включающей:

1) платежи за загрязнение окружающей среды:

— в пределах установленных лимитов;

— сверхлимитные.платежи;

2) штрафы и иски за аварийное загрязнение;

3) платежи за природные ресурсы:

а) плата за пользование:

— в пределах установленных лимитов; — сверхлимитные;

б) плата на воспроизводство:

— в пределах установленных лимитов; — сверхлимитные платежи;

4) штрафы и иски за нерациональное использование природных ресурсов и нарушения природоохранного законодательства.

4. Создание системы финансирования.

5. Стимулирование природоохранной деятельности:

§ меньше загрязняешь – меньше платишь;

§ система целевого финансирования;

§ льготное кредитование.

Данные платежи поступают на счета экологических фондов и

распределяются следующим образом:

50% - местный экологический фонд (город, район);

30 % - в территориальный экологический фонд (республика, край, область);

10% - в федеральный экологический фонд.

В соответствии с данным нормативным документом, введенным в действие с 1 января 1993 г., плата взимается со всех предприятий- природопользователей, независимо от форм собственности, в том числе с участием иностранных юридических и физических лиц (далее природопользователей), осуществляющих производственную деятельность на территории России. Плата взимается за следующие виды вредных воздействий на ОПС: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (ЗВ) от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы (ИЗА); сброс ЗВ в поверхностные или подземные водные объекты; размещение отходов на специальных полигонах или свалках.

Важно отметить, что внесение платежей не освобождает приро-допользователей от выполнения природоохранных мероприятий, а также от штрафных санкций за экологические правонарушения.

Плата за загрязнения окружающей природной среды (ОПС) является суммой следующих платежей:

· за загрязнение ОПС в размерах, не превышающих установленные экологические нормативы (ПДВ, ПДС);

· загрязнение ОПС в размерах, не превышающих установленные лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (ВСВ, ВСС), а также лимиты на размещение отходов;

· сверхлимитное загрязнение ОПС и размещение отходов.

Известно, что экологическая ситуация в различных регионах России не одинакова. Для ее учета местным органом Минприроды России на основании данных экологического мониторинга рассчитаны коэффициенты экологической значимости (Э) для каждого российского региона. Для Республики Татарстан для расчета платежей за загрязнение атмосферы и литосферы этот коэффициент составил 1,9, за загрязнение гидросферы – 1,35. Сверхлимитные выбросы нанесут больший ущерб в неблагополучном регионе, чем в благополучном. Поэтому механизм платежей учитывает это введением коэффициентов экологической ситуации (К) для каждого района и крупного города на территории Республики Татарстан. Для Казани и Нижнекамска он составляет 2.

Для учета влияния инфляции постановлением кабинета министров от 28 февраля 1997 г. № 182 вводится повышающий коэффициент (коэффициент индексации платы - Р). Согласно приложению к постановлению Кабинета Министров РТ от 19 февраля 1998 г. № 58 он составляет 48.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: