Тихий дон.шолохова

«Тихий Дон» М. Шолохова принадлежит к жанру романа-эпопеи. Целью данного произведения, по определению самого автора, было изображение «тех колоссальных сдвигов в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции». Еестественно, это повлияло и на выбор характеров, и на способ изображения исторических событий.
Герои «Тихого Дона» — яркие личности с трагической судьбой. Григорий, Аксинья, Наталья, Ильинична — все они врезаются в память читателя. Прежде всего, каждый из героев стремится вести себя по-человечески в самых нечеловеческих обстоятельствах. Все они близко к сердцу принимают тревоги, и боли своего времени, откликаются на каждое событие своей трудной эпохи.
Особенно в этом смысле показателен образ главного героя — Григория Мелехова. Григорий Мелехов — в подлинном смысле правдоискатель, но поиск правды труден, потому что «жизнь по-хитнулась». Григорий мечется между красными и белыми, но в обоих станах видит одно и то же: кровь, неправду, убийства невиновных. Трагедия его именно в обостренной совести, в чувстве личной вины за всю совершающуюся в мире неправду. «У меня вот тут сосет и сосет... все время... Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», — говорит он Наталье. Такая душевная организация создает именно героя эпопеи — героя, сквозь душу которого во всем ее трагизме проходит история.
Соединение личного и исторического — основная черта романа-эпопеи. Историзм в романе проявляется, прежде всего, в точных датах. Действие романа начинается весной 1912 года и далее движется в соответствии с историческими вехами: развал царской армии, Первая мировая война, февральская и октябрьская революция 1917 года, корниловский мятеж, Гражданская война.
В романе присутствует документальное начало. Воспроизведение текстов приказов по армии, подробное описание хода сражений — все это создает ощущение реальности происходящего — развертывающейся на глазах у читателя исторической трагедии. Роман-эпопея «Тихий Дон» до сих пор сохранил свою ценность как надежный исторический источник.
Еще один очень важный момент, характеризующий эпический мир романа-эпопеи «Тихий Дон», — смешение персонажей вымышленных и лиц реальных. К вымышленным персонажам, кроме главных героев, относятся, как свидетельствуют исследователи, и партийные работники (Штокман, Лихачев, Абрамсон), коммунисты из казаков (Бунчук, Котляров, Кошевой и другие). В первой книге романа реальные исторические лица встречаются сравнительно редко, лишь в эпизодических сценах. Во второй же книге романа история вступает в свои права. В частях, посвященных корниловскому мятежу, вспыхнувшему в августе 1917 года, центральная фигура романа — Григорий Мелехов — надолго отступает на второй план, а на первый план в повествовании выходят исторические песонажи (контрреволюционные генералы Корнилов, Каледин, впоследствии Краснов и Деникин). Вымышленные персонажи вступают в различные отношения с персонажами историческими, и в результате описываемые события оказываются максимально приближенными к реальным.
Историческая реальность трагична. Она свелась к борьбе за власть, к торжеству односторонних классовых программ. Эта борьба сделала как будто бы лишними все другие сферы жизни (семью, доброту), искоренила общечеловеческие ценности. Невостребованной оказывается совесть, зря тратятся народные таланты. Но воссоздание этой трагедии в романе М. Шолохова «Тихий Дон» приобщает миллионы читателей к великой доброте, великой человечности и милосердию русского народа.

М. А. Шолохов

Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив.

(Из нобелевской речи.)

...я Часто слышу упрек в «жестоком» показе действительности.

я думаю, что плох был бы тот писатель, который прикрашивал бы действительность в прямой ущерб правде и щадил бы чувствительность читателя из ложного желания приспособиться к нему. Книга моя не принадлежит к тому разряду книг, которые читают после обеда и единственная задача которых состоит в способствовании мирному пищеварению.

(Английским читателям.)

Ф. Бирюков

Михаил Шолохов далек от идиллии. Допотопная старина, патриархальщина, дикие суеверия, бытовая отсталость, порой ужасная и отвратительная, тоже вошли в роман.

(Слово о Шолохове. М., 1973. С. 97.)

Йонас Авижюс

Он писал, не скованный никакими предвзятыми правилами и канонами, писал мощно, широко, с обжигающей жаждой правды. И если уж поражаться, то, как мне кажется, только тому, что, несмотря на эту раскованность и свободу письма, «Тихий Дон» оказался по своей форме на редкость цельным, будто вырубленным из единой глыбы, произведением.

(Мировое значение творчества Михаила Шолохова. Материалы и исследования. М., 1976. С. 118.)

А. Н. Толстой

...В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности, - произведение общерусское, национальное, народное.

(Слово о Шолохове. С. 11.)

Ю. В. Бондарев

...Это грандиозная художественная панорама событий, потрясших весь мир. Сила эпопеи - в глубочайшей народности... Он населил роман многими персонажами - представителями народа. И они - впервые в истории мирового искусства - на первом плане в величайшей эпопее. Они - в крупном изображении, с броской внешностью, особенным характером, положительностью, практическим умом, речью.

(Слово о Шолохове. С. 95.)

С. В. Михалков

Много славных рек проложили свой путь по нашей земле. Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных: Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко, Волга - Горький, Дон - Шолохов...

(Слово о Шолохове. С. 358.)

С. Н. Семанов

Хронологические рамки романа четко определены: май 1912 - март 1922 года. Это десятилетие делится Октябрем 1917-го на две равные половины: до и после революции (интересная подробность!). Шолохов объял старую и новую Россию, запечатлел народную жизнь на ее грандиозном историческом переломе.

(Быт и бытие в «Тихом Доне»/Шолохов на изломе времени. М., 1995. С. 64.)

Стэнли Эдгар Хаймэн

Размах Толстого, количество и разнообразие его персонажей, разработка деталей - все это органические части того целого, которое определило успех «Войны и мира»... Современной войне, во всей ее многомерной сложности, войне, в которую оказываются втянутыми целые нации, могут соответствовать лишь крупные масштабы исторического романа, и для нашей эпохи тотальных войн это еще более справедливо, чем для эпохи Толстого

...нужно сказать, что самым сильным претендентом является, по-видимому, Михаил Шолохов. Его «Тихий Дон» из всей современной литературы ближе всего к «Войне и миру», и теоретические предпосылки у него имеются в большей степени, чем у кого-либо другого.

(Новая «Война и мир»/«Знамя». 1945. N 9.)

Ромен Роллан

Лучшие новые произведения советских писателей (напр., Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Толстого.

(Слово о Шолохове. С. 12.)

Ю. В. Бондарев

Михаил Шолохов - историк, и куда более основательный, чем те историки, которые нередко больше запутывали, чем проясняли суть...

Он определил объективные и субъективные факторы, занявшись исследованием причин конкретного события - Верхнедонского мятежа, вспыхнувшего в 1919 году в тылу наших войск. (Слово о Шолохове. С. 100-101.)

D*

Пролог повествует о кровавом истоке турок Мелеховых. Здесь вскрыт корень семьи, а с тем и коренные черты донского казачества. Из этих типовых характеров и пойдет лепка персонажей донской эпопеи.

Здесь начало звероватости Григория Мелехова и прямого звероподобия казачьей массы в расправе с врагом, в семейном и круговом деспотизме, отъединенности бытия, нетерпимости ко всему ИНОГОРОДНЕМУ.

В прологе дан и генезис своеобразных черт Мелеховых; от деда - к внуку: их упрямая повадка и душевная мягкость, углубленная мужеством.

(Стремя «Тихого Дона». Paris, 1974. С. 31.)

В. В. Петелин

Типичность Григория Мелехова именно в том, что судьба его соответствует общему ходу объективного процесса, и это является самым важным признаком трагического героя. Носитель трагического конфликта должен быть символом того, что совершается с той частью народа, к которой он принадлежит.

Сюжет романа развивается как сюжет трагедии. И финал романа трагический.

(Петелин В. В. «Тихий Дон» - бессмертен/Шолохов на изломе времени. С. 44-45.)

Ю. В. Бондарев

Но Шолохов создал не только людей, населивших мир. Он создал жаркое, палящее донское солнце, тихие и розовые от зари казацкие курени, холодок утренней матовой росы, следы на мокрой траве от босых теплых ног, сырые, наполненные водой окопы, тонкий и сладкий запах ландыша, который улавливает Аксинья...- он создал то окружение для своих героев, свой пейзаж, ту неповторимую обстановку недавней действительности, которая называется жизнью, борьбой за победу светлого в мире.

(Слово о Шолохове. С. 105.)

D*

Для стиля (в узком смысле) характерно соединение бытописательской манеры, ее этнографической достоверности - с импрессионизмом свободной живописности. Своеобразие языка определено органичностью для автора донского диалекта, свободно применяемого как в прямой речи персонажей, так и в авторском слове с умелой ассимиляцией диалектной лексики и фразеологии. Этот народный язык (без малейшего признака нарочитой стилизации) мастерски сочетается с интеллектуальной речью писателя.

(«Стремя «Тихого Дона». С. 16.)

А. И. Солженицын

С самого появления своего в 1928 году «Тихий Дон» протянул цепь загадок, не объясненных и по сей день. Перед читающей публикой проступил случай, небывалый в мировой литературе. 23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем свой жизненный опыт и свой уровень образованности (4-класс-ный). Юный продкомиссар, затем московский чернорабочий и делопроизводитель домоуправления на Красной Пресне, опубликовал труд, который мог быть подготовлен только долгим общением со многими слоями дореволюционного донского общества, более всего поражал именно вжитостью в быт и психологию тех слоев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: