На рис. 63 показано, как можно посредством одной и той же цветовой разбивки в основе в одном и том же переплетении, сместив цвета в утке, получить поперечные и продольные полосы.
Путем чередования цветов в различном порядке как по основе, так и по утку можно получить множество различных цветовых эффектов в обычном полотняном переплетении, (рис. 64).
Различные цветовые эффекты можно разрабатывать на базе саржевых переплетений. Для этого имеются разнообразные возможности. На рис. 65 показаны заправочные рисунки с цветовыми эффектами на базе четырехремизной саржи "батавия" при различном чередовании цветных нитей.
При полотняном переплетении с уточным эффектом (см. с. 28) и уточном репсе (см. с. 33) цветовой эффект имеет ограниченные возможности, поскольку видимы только одни нити утка и чередование цветов может происходить только в утке. На рис. 66, а видно, что если использовать два цвета, то можно каждую вторую нить утка брать одного и того же цвета. Образуются узкие продольные полосы. Это достигается в результате того, что каждая нить основы в одном ниточном элементе перекрывается одним цветом утка. Нити основы в другом ниточном элементе перекрываются другим цветом (рис. 66, б, в, г).
|
|
Смещение расположения цветов вызывает сдвиг полос, за счет чего получаются клетки. Такой узорный эффект носит название "бабьи зубы". Издавна этот клетчатый узор широко используют в качестве каймы настенных ковриков и гобеленов, а также как самостоятельный узор с уточными полосами.
В бордюрах узоры "бабьи зубы" (рис. 67, а) можно формировать из нитей двух и более различных цветов. Так как этот способ известен, при разработке бордюр3 нет необходимости детально изображать рисунок переплетения с
цветовым эффектом по всему узору пе реплетения, а следует вычерчивать его в виде схемы, как показано на рис. 67, б.
Основное полотняное переплетение с большой плотностью ткани по основе (см. рис. 16) и основный репс (см. рис. 32) создают такой же эффект, как и полотняное переплетение с учетом цветового эффекта. Чередование цветов должно производиться в основе.
При использовании двух цветов и каждой второй нити основы одного и того же цвета получают узкие поперечные полосы. При изменении расположения цветных нитей основы смещаются также и полосы, что приводит к образованию клетчатого узора. Этот узорный эффект может использоваться в основной тесьме.
Разработку цветного узора для ткани полотняного переплетения с основным эффектом следует начинать с изображения самого цветного узора (рис. 68), но не рассматривать детально весь узор переплетения, а ограничиться только одним раппортом по утку. В качестве вспомогательного средства можно построить поперечный разрез ткани вдоль нитей утка 1 и 2. В двухнитных участках происходит чередование цветов. На рисунке четко
|
|
видно, как две нити основы совместно формируют одну цветную клетку. Закрашенные клетки обозначают нити основы, которые располагаются над нитями утка. В ткани нити основы располагаются настолько плотно друг к другу, что закрывают полностью нити утка и на каждой стороне ткани виден только один слой основы. Если участки нитей имеют различный цвет, то возможна разбивка на полосы. Так возникает цветной узор. Раппорт узора в направлении основы состоит из двух рядов клеток, соответствующих двум участкам нитей, которые попеременно закрывают уток.
Основный репс позволяет создать различные цветовые эффекты. При попеременном использовании толстых и тонких нитей утка можно придавать поверхности ткани преимущественно тот цвет, который имеют нити основы. Цвет нитей основы, перекрывающих на лицевой стороне толстые нити утка, создает главный эффект ткани. Это дает большие вариационные возможности для разбивки узора на поперечные полосы (рис. 69, а). Изменяя расположение цветных нитей основы, можно получать клетчатые цветные узоры (рис. 69, б). В качестве исходной базы можно использовать разделенный надвое дробный узор (см. рис. 46). На рис. 69 закрашенные клетки обозначают нити основы, покрывающие тонкие 1 и толстые 2 нити утка.