Розообразные узоры строятся на базе обратной саржи с V-образной проборкой. Базовое переплетение — равнозначная двусторонняя саржа "батавия" на четырех и шести ремизках. Переплетение и использование цветов дают в результате возможность получения розо- образных узоров.
Основа должна иметь малую плотность для того, чтобы нити утка могли располагаться в ткани плотно друг к другу. Тканеобразование происходит следующим образом.
1. Две нити утка прокладываются друг за другом; в ткани они располагаются на одной линии как один уток, так как имеют противоположные перекрытия.
2. Эти две нити утка должны быть разного цвета, чтобы образовался узор; на лицевой и изнаночной сторонах переплетение одинаковое, а цветной узор — противоположный.
На рис. 75, а в его нижней части показан заправочный рисунок ломаной по основе двусторонней четырехре- мизной саржи "батавия", а в верхней части рисунка произведена перестановка уточных нитей в пределах раппорта базового переплетения в следующем порядке: 1,3,2, 4, что создает пары нитей утка с противоположными перекрытиями.
|
|
На рис. 75, б, в, г приведены соответственно заправочный рисунок переплетения с указанием чередования цвета утка, получаемый узор и разрез ткани вдоль соседних двух нитей утка, составляющих пару.
Каждая уточная пара с различным узорным эффектом представляет узорный участок. Для четырехремиз- ного розообразного узора имеется две уточные пары, что дает два узорных участка. Посредством смены цветов получают два новых узорных участка. В целом получают четыре узорных участка. Эти участки могут располагаться свободно по отношению друг к другу, им можно придавать различную высоту. Это дает широкие возможности для вариаций узора.
На рис. 76, аизображены примеры мотивов розообразного узора и схемы проборки нитей основы. Справа показано, какие пары нитей утка необходимо использовать для получения цветовых эффектов на различных участках. Две нити утка формируют одну горизонтальную строку клеток узора. На рис. 76, б изображен розо- образный узор, а на рис. 76, в — переплетение для участка 1, показанного на рис. 76, б.
Варианты переплетений для розообразных узоров. Обычно розообразные узоры получаются при использовании V-образной обратной проборки на четырех и шести ремизках. Рассмотрим несколько вариантов.
Если в качестве исходной базы принимают двустороннюю шести ремизную саржу "батавия", то имеется много возможностей для вариаций в узоре, так как образуется шесть узорных участков. На рис. 77, а показана обратная шестиремизная саржа и фрагмент розо- образного узора, а на рис. 77, б — рисунок переплетения с чередованием цветных нитей утка.
|
|
Другим вариантом розообразного узора является использование четырех- или шестиремизной саржи "батавия" в качестве исходной базы для варьирования проборки и чередования нитей утка. При этом, сохраняя V-образную формацию, расширяют ее, как показано на рис. 78.
Розообразные узоры с полотняным переплетением. Розообразные узоры часто используются в качестве бордюров для тканей полотняного переплетения. С помощью двух схем подъема ремизок можно сочетать полотняное переплетение и переплетение для розооб- разного узора. На рис. 79 приведен заправочный рису нок комбинированного переплетения: участок 1 — полотняное переплетение; участок 2 — розообразное переплетение.