Заключение

Главной целью данного исследования было определение уровня нравственности и морали современного российского общества. Но на пути к достижению данной цели перед нами встали такие вопросы как: “Что такое нравственность?”, “Чем она отличается от морали?” и “Откуда в людях берется, то человеческое, которое все мы называем нравственностью?”. Раскрытие этих вопросов в теоретической части данной исследовательской работы позволило нам двигаться дальше, и мы задались вопросом: “А почему происходит деградация уровня нравственности в современном обществе?”. Изучив основные причины этой неприятной тенденции, мы провели собственное тестирование и лишь убедились в правильности той гипотезы, которую мы выдвинули во введении данной исследовательской работы: уровень нравственности в нашей стране всё хуже и хуже. Нравится нам это или нет, это факт. Но что же делать дальше? Куда мы катимся?

Бесспорно, будущее общества или государства напрямую зависит от нас самих. К сожалению, в нашей стране наблюдается упадок нравственности, и встает вопрос: «Что необходимо делать, чтобы ее возродить?». Ответ на данный вопрос дает Юревич.А.Н., доктор психологических наук.

• Во-первых, возрождение институтов морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют. И школы, и вузы, и общественные организации могли бы выполнять функции морального контроля, для чего им необходим мандат общества на их выполнение. Например, поступление в вузы и пребывание в них резонно поставить в зависимость от поведения учащихся в учебных заведениях и за их пределами. А общественным организациям, в том числе и нашей ведущей политической партии, следовало бы придавать значение нравственным качествам своих членов;

• Во-вторых, в условиях характерного для современного российского общества дефицита внутренних – нравственных – регулятивов, следовало бы придать моральным нормам статуса законов. Как пишет О. Т. Богомолов, «Пока нравственные нормы и принципы не станут частью общей культуры, надо принуждать нарушителей порядка к законопослушанию, к соблюдению правил общежития, используя авторитет власти, печати, телевидения»;

• В-третьих, декриминализация нашего общества, в т. ч. и его бытовой культуры. В данном случае, декриминализация массового сознания предполагает очищение нашей лексики от блатного жаргона и т. п.;

• В-четвертых, широкое привлечение ученых – социологов, психологов и др. – к разработке законов, которая у нас считается сферой компетентности лишь профессиональных юристов и вездесущих политиков. Законы – это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками.

Но даже если отбросить все исследования и мнения учёных, что мы с вами видим каждый день? Молодые люди не хотят уступать пенсионерам место в общественном транспорте только потому, что они, видите ли, “устали”. Это грубый и тривиальный пример, но согласитесь, он о многом говорит. Именно в таких мелких бытовых примерах мы и понимаем, что уровень нравственности в нашей стране на грани кризиса, и что эта проблема уже начинает выходить на первый план. Волей-неволей, в голове всплывает вопрос “Что же будет дальше?”. Начнется ли для России эпоха нравственного возрождения или же мы уже окончательно скатимся в “бездну аморальности”? Ответить на эти вопросы можем только мы сами. Если уделять этой проблеме должное внимание, то непременно найдутся решения. И в конце, хотелось бы привести слова величайшего психолога прошлого столетия, Зигмунда Фрейда, которые в точности отражают размышления людей о собственной морали: “ Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить”.


Список использованной литературы

1. Арсеньев А.С. «Философские основания понимания личности». — М.:«Академия», 2001 г. — 592 с.

2. Гегель Г. В. Ф. «Философия права». — М., 1990 г.

3. Абу аль Маудуди. «Образ жизни в исламе». — М.: Наука, 2010 г.

4. Бербешина З.А. «Этика и практика социального работника»/ Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология. — М.: Знание, 2009 г.

5. Бердяев Н.А. «Смысл творчества». — М.: Наука. 2009 г.

6. Бердяев Н.А. «Философия свободного духа». — М.: Наука, 2008 г.

7. Вейс Ф.Р. «Нравственные основы жизни». — Минск, 2008 г.

8. Шадриков В.Д. «Духовность как реализация личностного смысла бытия».// Школа духовности. — 2010 г. — № 2.

9. Гаранджа В.И. «Религиоведение»: Учебное пособие. — М.: Наука, 2010 г.

10. Гессен Ю. «История еврейского народа в России». — М.: Наука, 2008 г.

11. Гуревич П.С. «Философия культуры»: Учебник для высшей школы. — М.: NOTA BENE, 2009 г.

12. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. «Этика»: Учебник. — М.: Гардарики. – 2009 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: