Понятие лидерства и различные его концепции возникли впервые в западной психологии на базе эмпирических исследований малых групп. Многие исследователи изучали лидерство как социально-психологический феномен с различных точек зрения, выделяя тот или иной его аспект.
Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния одного из членов группы на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство — это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.
Основными признаками лидерства являются:
• более высокая активность и инициативность лидера группы при решении группой совместных задач;
• большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
1 Определение, виды и функции лидерства 115
2. Факторы, определяющие феномен лидерства 117
3. Классификации стилей лидерства 118
• более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
• большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
• большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
Выделяют два основным вида лидерства:
• лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство»);
• лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
Это обусловливается выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы — деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы. Лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.
В зависимости от степени выраженности ориентации на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, направленных:
• на решение групповых задач;
• на общение и взаимоотношения в группе;
• универсальных лидеров.
Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров:
• лидер-организатор;
• лидер-специалист;
• лидер-мотиватор;
• лидер-генератор эмоционального настроя.
ф Факторы, определяющие феномен лидерства
По мнению некоторых авторов, лидерство определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются:
• индивидуальные психологические характеристики личности самого лидера;
• социально-психологические характеристики членов малой группы;
• характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.
Однако в настоящий момент имеются серьезные возражения по поводу существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. В частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся:
• | интеллект; |
• | стремление к знаниям; |
• | доминантность; |
• | уверенность в себе; |
• | эмоциональная уравновешенность; |
• | стрессоустойчивость; |
• | креативность; |
• | стремление к достижению; |
• | предприимчивость; |
• | надежность; |
• | ответственность; |
• | независимость; |
• | общительность. |
Как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стог- дилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.
(3) Классификации стилей лидерства
Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.
Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический либеральный стили лидерства.
Р. Лайкерт выделил стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.
Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру решаемой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе и др.). Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, — в умеренно благоприятных условиях.
(D Задания для самостоятельной работы
• Прочитайте в книге Д. Майерс «Социальная психология» раздел «Влияние меньшинства» с. 391-396.
CD Вопросы для самоподготовки
1. Каково содержание понятия «лидерство»?
2. Какие выделяют виды лидерства?
3. Какие факторы определяют феномен лидерства?
Лекция 12