Патриотизм, как универсалия культуры
переживает кризис, но не перерождение.
А.И. Костяев
В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов. Этот заказ может быть реализован через патриотическое воспитание. В то же время, специалисты в области образования не всегда помнят о том, что патриотизм – это сложное социокультурное, политическое и психологическое образование, по-научному – социокультурный феномен. Так, например, приоритет в содержании образования принадлежит военному патриотизму, хотя это не единственная его разновидность.
Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.[1]
У молодого поколения не в меньшей, а скорее в большей степени надо развивать, воспитывать гражданский патриотизм, так как на молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Гражданский патриотизм – это система ценностей, которые ориентируют человека, определяют его отношение к обществу, и к государству как гражданина. Главная цель гражданского патриотизма — это переосмысление мотивов поведения, сути взаимоотношений государства и гражданина, а патриотического воспитания – развитие способности гражданина противостоять манипуляциям со стороны деструктивных политических сил и средств массовой информации, иметь независимое суждение, уметь рационально обосновать свою точку зрения. [2]Таким образом, определяющим в подготовке к самостоятельной жизни нового поколения, является соединение двух начал: воспитание граждан в духе уважения к закону и обществу, а также — развитие их инициативы, ответственности и умения пользоваться личными свободами, то есть формирование гражданской компетенции.
Патриотизм в современном обществе приобретает новые черты. Раньше люди были готовы отдать жизнь за свою страну. Считают ли они себя патриотами сегодня? Кто должен развивать патриотизм у подрастающего поколения? По нашему мнению, именно учителя должны воспитывать патриотизм. Каждый учитель через свой предмет может привить чувство гордости за свою страну, уважение к культурным ценностям и как следствие желание, а может и необходимость защитить и приумножить как культурные, так и материальные ценности.
Но как научить патриотизму, если сам учитель не патриот своей страны? Ведь многие учителя обижены на свою страну из-за низкой заработной платы, отсутствия социального престижа собственной профессии. Как они могут способствовать становлению другого человека патриотом?
Как нужно воспитывать патриотов сегодня? Важно начинать патриотическое воспитание с детсадовского образования, но, не давая готовых знаний, а создавая условия для их добывания. Важно развитие критического мышления, при этом исходить нужно из гуманистического подхода, уважения прав и свобод, воспитания толерантности. Подчеркивать достижения собственной страны, ее культурное своеобразие, которые подкрепляются действиями самых обычных людей: собственных родителей, своих учителей или воспитателей. Культурное своеобразие страны в умеренных дозах не способствует продвижению идеи национальной исключительности, а делает акцент на отличительных чертах своей страны.
Гражданское образование - новое направление образовательной политики России. Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки.
В каких же формах может быть реализовано гражданское воспитание?
Наиболее актуальными являются следующие действия педагогов:
1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;
2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;
4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо; что содействует добру, а что нет;
5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам.
Помимо возможной позиции учителей существуют и другие причины проблем осуществления патриотического воспитания: высокий уровень социальной дифференциации, что ставит под сомнение заботу государства о собственном населении; либеральная идеология, которая не соответствует ментальности российского населения; неясность будущего – отсутствие экономической и социальной теории нового общества. Существует мнение, что патриотическое воспитание не нужно, так как оно принадлежит советским временам и не актуально для современного общества. Тем не менее, патриотизм может быть использован в полезных целях на благо нашей Родины, например как основа для развития гражданского общества.
Список литературы:
1. Целок Д. Патриотами не рождаются… даже в Америке // Беларуская думка. – 1998, № 8. – С. 118 – 125.
2. Степанов В.А. Гражданское образование и обучение правам человека за рубежом: сравнительный анализ // Адукацыя i выхаванне. – 1997, № 12. – С. 95 – 102. 3
3. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях.- М.: «Университет», 2001.
4. Никитин А. Социальное пространство личности// Проблемы политико-правовой социализации школьников.- М, 1997.
[1] Национальная социологическая энциклопедия. Социология: Энциклопедия. / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. URL: http://voluntary.ru/ (дата обращения – 16.12.2013)
[2] Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.