Понятие о бортовой диагностике. Диагностические режимы по OBDII/EOBD

Развитие систем управления двигателями со времени появления первых электронных систем впрыска топлива в конце 60-х годов прошлого века сопровождалось постоянным расширением их функций, усложнением конструкции их компонентов, а также совершенствованием блоков управления. На ранних этапах развития таких систем их диагностика в эксплуатации могла производиться только путем измерений параметров электрических сигналов во внешних цепях системы, выполняемых при помощи универсального электроизмерительного оборудования (мультиметров, осциллографов).

С момента начала использования в составе блоков систем управления микропроцессорных устройств (начало 80-х годов), системы управления двигателями, помимо расширения и совершенствования их функций, начали развиваться в направлении создания и использования так называемых систем бортовой диагностики (OBD - On Board Diagnose).

Системы бортовой диагностики позволяют за счет имеющихся в составе блоков управления аппаратных и программных ресурсов в процессе выполнения основных управляющих функций выполнить диагностику электрических цепей (сначала измерительных, а впоследствии и силовых) системы управления (на обрыв, короткое замыкание на «массу» или на напряжение питания), а также с использованием алгоритмических методов выполнить оценку достоверности величины сигналов ряда датчиков. При наличии неисправности блок управления включает размещенный на комбинации приборов соответствующий индикатор.

Чтение накопленной в блоке управления диагностической информации (диагностических кодов) может производиться без применения специальной диагностической аппаратуры, по характеру мигания индикатора неисправностей после выполнения предусмотренной разработчиком системы управления подготовительной процедуры.

Чтение полного набора диагностической информации и выполнение всех предусмотренных разработчиком системы управления диагностических процедур возможно при использовании так называемого «дилерского» диагностического оборудования. Обмен информацией между диагностическим оборудованием и блоком управления производится по специальным линиям связи, которые первоначально не были стандартизированы. Каждый производитель автомобиля мог на свое усмотрение организовать процедуру диагностики. Первые попытки унификации линий связи и диагностического оборудования для систем управления двигателями были предприняты во второй половине 80-х годов. С целью обеспечения возможности частичной унификации требований к объему диагностических функций, линии связи и диагностического оборудования в 1988 году в США был принят стандарт OBD-I по диагностике. Однако стандартом OBD-I не было унифицировано содержание диагностических процедур, которые, как и прежде, разрабатывались каждым производителем автомобилей по своему усмотрению. Лишь с 1996 года сначала в США и затем с 2000 года в Европе были приняты стандарты на бортовую диагностику - OBDII и EOBD соответственно. Введение указанных стандартов позволило полностью унифицировать как диагностическое оборудование, включая диагностический разъем, получившее название Generic Scan Tool («универсальный диагностический тестер»), сокращенно GST, так и процедуру диагностики, включая обозначения и наименования диагностических кодов для тех систем и устройств, которые определяют выброс токсичных веществ автомобилем в атмосферу. Стандарты OBDII и EOBD в целом идентичны и различаются небольшим числом непринципиальных деталей.

В рамках стандартов OBDII/EOBD приняты следующие так называемые протоколы обмена информацией и соответствующие им линии связи с диагностическим оборудованием: SAE J1850 VPW, SAE J1850 PWM, ISO 9141-2, ISO 14230-2 (KWP2000), ISO 15765-4 (CAN).

Стандартами OBDII/EOBD предусмотрены 9 основных диагностических режимов:

1. Чтение параметров управления системы, а также статусов мониторов (диагностических тестов);

2. Чтение массива сохраненных данных («стоп-кадра»);

3. Чтение подтвержденных диагностических кодов;

4. Удаление диагностических кодов и всей связанной с ними дополнительной диагностической информации;

5. Чтение параметров работы датчика кислорода;

6. Чтение результатов контроля мониторов (результаты однократно выполняемых диагностических тестов);

7. Чтение неподтвержденных диагностических кодов;

8. Выполнение активных тестов;

9. Чтение идентификационных данных по системе управления и блоку управления.

С конца 2000 годов в состав диагностических режимов по OBDII/EOBD включен дополнительный, 10-й режим:

10. Чтение текущих диагностических кодов.

Несмотря на всеобщее использование на современных автомобилях унифицированной системы бортовой диагностики по OBDII/EOBD, при диагностике на автомобилях различных производителей тех систем и устройств, нарушение функционирования которых не приводит к повышению выброса в атмосферу токсичных веществ (например, системы управления положением сидений), требуется применение так называемого «дилерского» диагностического оборудования. Универсальный тестер GST при его использовании для диагностики таких систем позволяет прочитать лишь номера имеющихся диагностических кодов без их интерпретации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: