Для того чтобы уцелеть от взрыва

В доме и вокруг него... Территория вокруг дома должна хорошо просматриваться, не иметь густых зарослей, которые могли бы послужить укрытием при закладке взрывного устройства.

Если на улице, где вы живете, плохое освещение - обращайтесь в соответствующие службы местной исполнительной власти с требованием наладить освещение.

Не рекомендуем вам у входа в подъезд устанавливать различного рода бытовки, сараи, гаражи.

В опасный период в больших домах каждый вечер желательно организовывать наблюдение жильцов, следящих за незнакомцами, входящими в ваш дом и выходящими из него, за припаркованными машинами, не принадлежащими соседям, за подозрительными лицами, бесцельно прогуливающимися у вашего дома, а также за предметами, оставленными без присмотра у дверей в подъезд, у ваших дверей или у дверей соседей. В особенности будьте внимательны, если указанные предметы издают какие-либо звуки, если в них видны какие-либо провода. В этом случае необходимо было бы предупредить жильцов близлежащих квартир о возможной опасности и эвакуировать их. О любых подозрительных лицах или предметах необходимо сообщать в милицию.

Входная дверь в подъезд вашего дома всегда должна быть укреплена и оборудована кодовыми замками. То же самое, кстати, относится к "черному ходу" и иным выходам во двор. Подъезд и лифт следовало бы оборудовать пожарной сигнализацией. Двери в подвал и на чердак укрепить, закрыть и ключи передать одному назначенному из числа соседей лицу.

В автомобиле... Если вы опасаетесь террористического акта, или взрыва Вашего автомобиля, оборудуйте ваш автомобиль противоугонной сигнализацией и постарайтесь не оставлять автомашину без постоянного контроля с тем, чтобы исключить проникновение к нему посторонних. Всегда ставьте машину в гараж или на охраняемую стоянку.

Рано или поздно жертва сядет в свой автомобиль, повернет ключ в замке зажигания, тронется с места, поедет известным маршрутом. Преступникам остается лишь рассчитать, какой именно взрывной заряд как и куда заложить, пока машина скучает в ожидании своего хозяина...

Вопрос первый: каким образом в руках злоумышленников оказываются взрывчатые вещества? К сожалению, в России сейчас не составляет проблемы раздобыть не только охотничий порох, но и тротил и даже такие современные взрывчатые вещества, как гексоген, С-4, Semtex или Detasheet. Взрывчатка и боеприпасы поступают в криминальный мир из зон боевых действий и вооруженных конфликтов, их крадут с военных заводов, из воинских частей и с армейских складов, с предприятий горнодобывающей промышленности и даже с раскопок в местах боев Второй мировой войны. Обучение "подрывному делу" тоже поставлено на широкую ногу.

Вопрос второй: как и куда обычно закладывают мины в автомобиле? Установка внутри салона - самый сложный вариант, поскольку злоумышленникам надо получить доступ внутрь машины. Но зато это гарантирует "успех" операции. Если будущая жертва - водитель, то взрывное устройство размещают под сиденьем или за приборной панелью. При этом не требуется большой мощности заряда - достаточно и 50-100 граммов по тротиловой шкале. Эдакий точечный удар. Поэтому взрывное устройство оказывается довольно компактным, что существенно облегчает его незаметную установку.

Привести в действие внутрисалонную мину можно механическим способом, когда взрыватель срабатывает при перемещении педали или рулевого колеса. Но чаще используется электрическое управление. Если замыкатель мины включается в низковольтную цепь системы зажигания автомобиля, то взрыв происходит совсем как в кино. Водитель сел в автомобиль, повернул ключ в замке зажигания - и взлетел на воздух. Если хотят, чтобы взрыв произошел не сразу после пуска двигателя, а в движении, то в качестве замыкателей используют вторичные элементы системы электрооборудования - например, цепь стоп-сигналов, указателей поворота, стеклоочистителей.

Но часто применяют дистанционное управление по радиоканалу. Причем сам пульт управления может быть сверхминиатюрным и замаскированным подо что угодно - калькулятор, электронные часы. Известны случаи, когда приемная часть взрывного устройства была замкнута на управляющий блок сигнализации, установленной на автомобиле. Для управления миной применяли даже обычный пейджер, включая приемную часть в цепь светодиода или бипера. Для приведения такого устройства в действие достаточно было отправить на пейджер любое сообщение. Тут, правда, из соображений личной безопасности необходим механизм дальнего взведения. А вдруг именно на этот пейджер кто-нибудь по ошибке отправит сообщение в тот момент, когда подрывник только ставит мину?

Кстати, взрывное устройство может быть установлено внутри салона автомобиля не только незаметно, в отсутствие хозяев, но даже на их глазах. Просто такое устройство должно быть замаскировано под какой-нибудь безобидный предмет, не вызывающий особых подозрений, - например, под пакет сока, книгу, игрушку, барсетку, бумажник. В середине 90-х годов в Москву из Приднестровья завозились сделанные в заводских условиях объектные мины замедленного действия в виде пивных банок объемом 0,33 л. Когда такая банка вскрывалась, начинал работать электронный блок управления с таймером обратного отсчета. Сделал пассажир вид, что пивком побаловался, потом незаметно "забыл" емкость где-нибудь под сиденьем или в бардачке и тепло простился с водителем. А через несколько минут ка-ак... Встречались подобные мины, только меньшей мощности, и в виде сигаретных пачек. С ними хлопот еще меньше. Курящий водитель за такой "подарок" еще и спасибо успеет сказать...

Самое простое - поставить мину под днищем автомобиля. Если делать это аккуратно, то, скорей всего, сигнализация даже не пикнет. Конечно, чтобы пробить днище, устройство должно иметь немалую мощность. Но часто такой взрыв лишь калечит жертву. Летом 1996 года в Зеленограде таким способом пытались взорвать одного коммерсанта в его собственном автомобиле. С этой целью было использовано радиоуправляемое безоболочечное взрывное устройство мощностью целых 200 г по тротиловой шкале, установленное под днищем в районе водительского сиденья. В результате взрыва в полу образовалось отверстие диаметром около 50 см, а водителю, оставшемуся, к счастью, в живых, оторвало ногу.

Как правило, под днищем ставят мины на магнитном основании или крепят взрывные заряды к балкам мостов, деталям подвесок и выпускной системы. Вместо радиоуправляемых устройств применяют и более простые мины (а иногда и просто гранаты) с механическим способом взрывания. Кольцо детонатора заряда с помощью лески или бечевки соединяется либо с неподвижным предметом на дороге, либо с карданным валом или другой вращающейся деталью трансмиссии. В обоих случаях заряд срабатывает при трогании автомобиля с места и часто сопровождается взрывом топливного бака и пожаром. Если мощность заряда не превышает 100 г в тротиловом эквиваленте, то водитель и пассажиры, возможно, отделаются травмами, но останутся живы.

Мина, установленная в подкапотном пространстве, дает водителю куда больше шансов остаться в живых. Очень часто такие мины имеют химические взрыватели или состоят из термочувствительных пирофоров - самовоспламеняющихся при нагревании веществ. Несколько лет назад у моего приятеля-бизнесмена сожгли один из двух его автомобилей. Как оказалось, собирались спалить и второй. Но водитель второго автомобиля имел привычку перед каждой поездкой осматривать двигатель и проверять уровень масла. Во время одной такой проверки он и обнаружил подозрительный предмет, засунутый между блоком цилиндров и выпускным коллектором. Внутри "предмета" оказался термитный состав, самовоспламеняющийся при нагреве.

А водитель первой машины в то утро капот не открывал, и через несколько минут после начала поездки в моторном отсеке возник сильный пожар. Люди спастись успели, а вот автомобиль... Как определили эксперты, жар в эпицентре достигал 6000°С. Сгорел даже алюминиевый блок цилиндров!

Кстати, известен случай, когда пакет со взрывным устройством был сброшен сверху на крышу автомобиля. Действовал явно большой оригинал. На этот случай спецмашины инкассации и легковые броневики в обязательном порядке имеют броневую защиту крыши.

Наконец, взрывное устройство может быть заранее установлено где-нибудь на маршруте следования и приведено в действие дистанционно (по проводной линии или по радиоканалу) в тот момент, когда жертва окажется рядом. Такой "подарок" готовят обычно для хорошо охраняемой персоны, к автомобилю которой и к ней самой близко не подступиться. Мощность заряда здесь берется с большим запасом и уже измеряется килограммами (и даже десятками килограммов!) тротилового эквивалента.

Используют и заминированные автомобили-камикадзе. Например, в начале 90-х годов в Екатеринбурге организованная преступная группировка таким образом пыталась ликвидировать лидера конкурирующей банды. Для этого был использован специально угнанный Mercedes, в который установили мощную мину с дистанционным управлением (такая вот "заряженная" версия). Причем бандиты не посчитались ни с чем и взорвали автомобиль-брандер на оживленной магистрали в час пик. Пострадали посторонние.

К сожалению, в России террористические акты со взрывами заминированных автомобилей происходят все чаще и чаще...

Если мина обнаружена, самостоятельных действий по ее обезвреживанию нельзя предпринимать ни в коем случае. Даже опытный сапер бывает не в состоянии определить тип взрывного устройства. Если это мина замедленного действия, то ее хоть ногами пинай, - все равно раньше положенного срока не взорвется. Но когда истекает этот самый "положенный срок"? А вот если замыкателем мины является датчик положения (шариковый, ртутный) или датчик вибрации, то такую мину не то что трогать - дышать на нее нельзя!

Поиском и разминированием взрывных устройств занимаются специалисты ОТУ - оперативно-технического управления ФСБ. В их распоряжении есть и специалисты-саперы, и аппаратура - например, рентгеновские сканеры. Однако одним из самых верных детекторов взрывчатки по-прежнему остается собачий нос. Правда, пластит (и прежде всего вещество С-4, которое используется вооруженными силами США) унюхать чрезвычайно трудно даже специально натасканным собакам. Кстати, еще в 1991 году была принята международная конвенция об обязательном введении в состав взрывчатых веществ специальных легколетучих добавок, которые упрощают их обнаружение. Существуют и специальные детекторы, которые способны обнаружить молекулы этих добавок и пары взрывчатки.

Если бы потенциальные жертвы были хоть чуточку осторожней и внимательней, то добрую половину взрывов можно было бы легко предотвратить. Вот реальный случай, который произошел в середине 90-х годов. Молодой парень-бизнесмен садится утром в свою иномарку. Ночью выпал снег, но вокруг машины он весь кем-то истоптан. Рядом валяется обрывок изоленты. Это ничуть не смущает нашего героя, и он решительно поворачивает ключ в замке зажигания. Однако то ли ангел-хранитель вмешался, то ли аккумуляторная батарея подсела, но только двигатель запустить не удалось. Тогда водитель, чертыхаясь, вылезает из машины и... чуть не спотыкается о леску, идущую из-под его машины к ближайшему столбику. Второй конец лески ведет к гранате РГД, примотанной к выхлопной трубе в районе передних сидений...

Подходя к автомобилю, каждый раз проверяйте его внешнее состояние. В случае серьезных опасений, приобретите детектор взрывчатых веществ или на худой конец, специальное зеркало для осмотра днища и каждый раз перед посадкой проверяйте свой автомобиль.

В случае обнаружения торчащих из-под машины проводов, натянутой лески или проволоки, отойдите от машины на возможно далекое расстояние, исключив предварительно подход к ней других лиц, и вызовите милицию.

Кстати, уже существуют системы самодиагностики, которые перед каждым запуском проверяют электросистему на предмет постороннего вмешательства. Электроника запоминает состояние всех электрических цепей автомобиля и в момент очередного включения зажигания сравнивает его с текущим состоянием. Если обнаружено новое неопознанное подключение к любой из цепей, система блокирует запуск двигателя и включает сигнал тревоги.

Но все это, включая броневую защиту автомобилей и разработку маршрутов движения, - удел профессионалов. А большинству автомобилистов, к счастью, не надо иметь многочисленную службу безопасности с дорогой аппаратурой и собачками, натасканными на запахи взрывчатки. Хотя пренебрегать такой опасностью - особенно тем, чья деятельность хоть как-то связана с бизнесом, - в наши времена не следует. В голове у каждого водителя должна быть своя "служба безопасности". И многое из того, о чем я рассказал, эта служба может взять на вооружение.

В офисе... В зависимости от объема посетителей на вашем предприятии, установите при входе стационарный металлодетектор и детектор взрывчатых веществ (либо приобретите для охраны ручные металлодетекторы и детекторы взрывчатых веществ). Указанные приборы в состоянии обнаружить у любого посетителя как наличие оружия, так и наличие взрывчатки.

Установка системы видеонаблюдения и видеозаписи позволит вам выявить посетителя, "случайно" забывшего в конторе портфель или сверток. С такими предметами следует обращаться очень осторожно: их нельзя трогать, переносить с места на место, заливать водой, накрывать и т.п.

При анализе корреспонденции в первую очередь обследуйте детектором взрывчатых веществ толстые пакеты, бандероли, в особенности, если они содержат пометки "лично в руки", "вскрыть такому то". Опасайтесь конвертов и пакетов, сумок, коробок конфет со специфическим запахом, похожим на запах гуталина. Такую корреспонденцию и передачи нельзя вскрывать ни в коем случае - как правило, взрывное устройство срабатывает на вскрывание.

При обнаружении подозрительных объектов, информируйте об этом правоохранительные органы, обесточьте помещение, выключите газ, спокойно и без паники эвакуируйте персонал, а также необходимые документы и ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: