Методы исследования

Опросные методы

Опрос- систематизированный сбор информации,,извлекаемой из ответов на вопросы, задаваемые респондентам.

1.количественные:(с применением статистики),качественные(глубинное интервью, фокус- группа)

2.письменные:(анкеты, тесты),устные:(интервью)

3. очные, заочные

4.стандартизованные, полустандартизованные, нестандартизованные

5.клинические, фокусированные

6.направленные, ненаправленные

7.пробные(пилотажные, зондажные, экспресс-опросы. основные(главный способ сбора первичной информации)

8. массовый опрос(для респондентов- неспециалистов), экспертный опрос(для специалистов в разных областях)

Вопросник -система вопросов, логически выстроенная, соответствующая исследовательскому замыслу.

Анкетирование - метод опроса, при котором иссле­дователь общается с респондентом с помощью анкеты. Преимуществом является то, что респондент свободен в вы­боре варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения. Здесь сведено к минимуму влияние исследователя на ход и ре­зультат опроса - «эффекта интервьюе­ра». Сама же процедура анкетного опроса обеспечивает пол­ную анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера меж­ду анкетером и респондентом. Существенным недостатком анкетного опроса является не­возможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояс­нить содержание вопроса. Именно поэтому метод анкетного опро­са не является таким гибким, как, например, интервью.

подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые.

Тест - кратковременное стандартизованное испытание, направленное на получение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выраженности определенного психического свойства.

Интервью - это метод на­учного исследования, который использует процесс вербальной ком­муникации для получения необходимой информации в зависи­мости от намеченной цели исследовател, является методом сбора первичных эмпирических данных и предполагает: четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориямии знаниями, проверку и контроль. При его проведении происхо­дит личное общение интервьюера с респондентом. Ин­тервьюер сам задает вопросы опрашиваемому, и фик­сирует полученные ответы.

Исходя из формы, или техники опроса различают следующие виды интервью:

1) стандартизированное: формализованное, структурированное, которое предполагает не только предварительное формулирование вопросов (закрытых) и ответов, но и определенную последова­тельность их задавания. Преимущество этого вида состоит имен­но в стандартизации процедуры интервью, позволяя контроли­ровать условия и ход опроса, сопоставлять и сравнивать их результаты, сводя влияние личности интервьюера к минимуму. Надежность получаемой информации зависит от добросовест­ности и пунктуальности интервьюера. Эта форма интервью осо­бенно пригодна для проверки уже сформулированных гипотез и при массовых опросах;

2)полустандартизованное: полуформализованное или полу­структурированное. Данный вид несколько смягчает процесс стан­дартизации путем использования небольшого количества откры­тых вопросов. То есть в интервью четко фиксируют, стандарти­зируют самые важные вопросы и ответы, оставляя возможность интервьюеру определенные вопросы формулировать произволь­но, в соответствии с конкретной ситуацией, дополняя и углубляя ответ на закрытый вопрос;

3) нестандартизованное: так называемое свободное интервью, характеризуется минимальной стандартизацией процесса интервью. Однако оно требует такой же тщательной подготовки, как и предыдущие, но уже не только исследователя, но и интервьюера. Исследователь, разрабатывая план интервью, очерчивает определенный круг во­просов, по которым будет собираться информация, но без стро­гой формулировки для всех опрашиваемых и без предварительно определенного порядка задавания вопросов.

Интервьюеру позволено самому в ходе интервью создавать последующие вербальные ситуации взаимодействия, т. е. тех­ника проведения опроса достаточно вариабельна. Данный вид интервью является динамичным, гибким по своему характеру, и его проведение требует от интервьюера мастерства и большого умения.

Недостатки метода: малая оперативность, существенные затраты времени, и средств, невозможность использовать в ситуациях краткосрочных массовых опросах, эффект интервьюера, нетерпеливость респондентов, страх перед опросом.

Фокусированное интервью – подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.

Глубинное интервью проводится для выяснения убеждений, мотивов, установок, ценностей, чувств и отношений к заданной теме. Метод глубинного интервью основан на непосредственном личном общении интервьюера с респондентом. Глубинное интервью проводится один на один и записывается на аудио или видео носитель. Длительность глубинного интервью составляет от 30 минут до полутора часов. Интервьюер строит беседу, следуя заранее разработанному сценарию, но активно выводит респондента на открытое, «живое» обсуждение темы. Метод глубинного интервью применяется в основном в зондирующих исследованиях, направленных на поиск и построение рабочих гипотез.

Возможности метода глубинного интервью. Глубинное интервью позволяет получить неформализованную информацию качественного характера. Например, для поиска идей позиционирования и тестирования рекламных образов метод глубинного интервью один из самых обоснованных. Также этот метод является практически единственным способом изучения труднодостижимых респондентов, недоступных для организации формализованных опросов и фокус-групп, например лиц с высокими и сверхвысокими доходами.

Ограничения метода глубинного интервью. Сложность обработки данных глубинного интервью влияет на сроки проведения исследования и может вести к потере качества. Анализ данных глубинного интервью начинается с транскрибации интервью (письменной расшифровки интервью с аудио или видео носителя). После этого аналитик изучает все материалы глубинного интервью и формируетв аналитическом отчете общую картину, выявленную в ходе исследования.

Фокус - группа наиболее распространенный метод качественного исследования. В фокус группах изучаются модели потребительского поведения, группы осуществляется поиск идей коммуникационных стратегий и тактик, идей позиционирования. Обычно в состав фокус группы входит 8-10 человек, но специфика решаемых в ходе исследования задач может в отдельных случаях требовать участия 3-4 человек (минигруппы) или 15-20 человек (супергруппы).

Длительность фокус группы обычно не превышает 2 часов. Фокус группы проводятся в специально оборудованных помещениях, оснащенных записывающей аудио и видео техникой, совмещенных с комнатой для скрытого наблюдения за процессом дискуссии.

Возможности метода фокус группы. По результатам фокус групп заказчик может получить ряд скрытых до этого гипотез относительно обсуждаемых тем. Дискуссии, рождающиеся в ходе фокус групп, могут обнаружить достоинства и недостатки, скрытые прежде.

Ограничения метода фокус группы. Главные проблемы метода фокус групп сосредоточены вокруг характеристик личности участников дискуссии. Респонденты непроизвольно выполняют множество деструктивных ролей, препятствующих эффективному получению информации. Только очень опытные модераторы способны удерживать ход дискуссии в границах разработанного сценария и вести ее к полному достижению поставленных целей. В процессе фокус групп достаточно сложно выявить глубинные мотивации, поскольку участники не всегда готовы выражать отношений, характеризующих их со слабых сторон. Зачастую истинные мотивации участников фокус группы скрываются за психологическим механизмом защиты. Находясь в фокус группе, участники зачастую стремятся выглядеть экспертами в обсуждаемых вопросах, углубляясь в обсуждение явных свойств и не отражая собственных глубинных мотиваций. Фокус группы проводят опытные специалисты в области психологии, социологии и маркетинга. Все специалисты имеют богатый опыт модерации.

Выборочной средней называют среднее арифметическое значение признака выборочной совокупности.

Выборочная средняя является несмещенной и состоятельной оценкой генеральной средней. Замечание: Если выборка представлена интервальным вариационным рядом, то за xi принимают середины частичных интервалов.

Социальнопсихологический тренинг:

Один из методов групповой психотерапии, активного обучения, направленный на повышение компетентности в сфере общения. Устоявшийся в России термин «Социально-психологический тренинг» введен в 70-х годах XX века в ГДР Манфредом Форвергом.

Обычно участники подобного тренинга преследует с помощью ведущего тренинга следующие цели: скорректировать свой негативный опыт и сформировать умения и навыки в сфере общения.

Базовые методы групповой психотерапии — это групповая дискуссия и ролевые игры в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы — обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий – нескольких дней (ряд специалистов проводят длительные тренинг-марафоны).

Продолжительность отдельной встречи — от полутора до трех и более часов. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими.

Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные из них:

Т-группы; тренинг перцептивный; поведенческий тренинг; ролевой тренинг; видеотренинг и т.п.

Психосемантические методы - ряд методов социологического измерения, целью которых является выявление мнений респондента посредством реконструкции и анализа его системы личностных смыслов. К психосемантическим методам обыкновенно относят метод семантического дифференциала, репертуарных решеток Дж.Келли, а также некоторые другие методы, разрабатываемые в рамках отрасли психологии психосемантики. Как способ познания социального П.М. основываются на постулатах когнитивной психологии, разделении значения и смысла, положениях о связи языка и сознания и возможности модельного представления сознания в качестве семантического пространства. Реконструкция личностных смыслов реализуется через построение субъективного семантического пространства с последующим анализом тех или иных значений. Применение психосемантических методов позволяет сочетать преимущества качественной (понимание через анализ сознания) и количественной (возможность формализации) стратегии социологического исследования. В социологии имеется немало примеров эффективного использования психосемантических методов при изучении политического и экономического сознания, семьи, этнических стереотипов. Наиболее часто применяется метод семантического дифференциала, предложенный психологом Ч.Осгудом. По Осгуду, семантический дифференциал представляет собой комбинацию метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. Он позволяет измерять коннотативное значение, или личностный смысл - значение значения для респондента. Респонденту предлагается оценить предлагаемые понятия по ряду биполярных шкал, в конечном итоге сводимых к трем факторам семантической коннотации: оценки, активности и силы. Анализируя смыслы, приписываемые респондентами одному и тому же понятию, социолог может реконструировать установки индивидов в отношении данного понятия.

Кейс - стади - глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Цель - изучить его уникальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупность его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычно имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного феномена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихся в сходных условиях.

Биографический метод - метод сбора данных об истории жизни индивидов; заключается в устном рассказе о своей жизни исследователю в процессе интервью и последующем анализе текста путем выстраивания биографических эпизодов в определенной последовательности (хронологической, тематической и т).

Плотное описание - термин, предложенный Н. Денцином, для аналитического описания объекта исследования (человека, группы, события), в котором, кроме описания самого факта, фиксируются условия его протекания и субъективные последствия для участников. Способ детального и всестороннего описания ситуации в терминах ее участников.

Нарративный метод - представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность, что позволяет выявить смыслообразующие моменты конструирования его биографического повествования.

Научная методология - В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. В узком смысле слова термином методология обозначается совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки информации. При этом следует учитывать, что любая теоретическая система знаний ценится, прежде всего, потому, что она не только описывает и объясняет объективную реальность, но и одновременно является инструментом поиска нового научного знания. Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации конкретного исследования, сбора и обработки информации.

Теоретическое исследование – исследование,направленное на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур.

Каузометрия - (от лат. causa — причина и греч. metreo — измеряю) — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предложенный Е. И. Головахой и А. А. Кроником (1982). Каузометрия относится к числу биографических методов; направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. Проводится в форме интервью, которое состоит из шести основных процедур: биографическая разминка, формирование списка значимых событий, их датировка, причинный анализ межсобытийных отношений, целевой анализ, обозначение сфер принадлежности событий. Используются также дополнительные процедуры: оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, значимость «для себя» и «для других людей», локализация личного временного центра. Результаты интервью изображаются в виде каузограммыграфика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни опрашиваемого, о структуре взаимосвязей событий друг с другом. Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов человека, об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профориентационных, семейных, психогигиенических консультациях.

Топик - гайд - это список вопросов для организации групповой дискуссии. Список вопросов утверждается заранее.

Психобиография - (греч. psyche - душа и греч. biographia - жизнеописание, история жизни; жизнь) - метод психологического анализа биографий и личностей конкретных исторических лиц и соответствующий ему жанр жизнеописаний, уделяющий особое внимание психическим факторам жизни и творчества людей. В основном сложился в конце 19 - начале 20 в. В значительной части своей развивается и реализуется в форме патографий. - Первоначально этот метод возник в рамках психоанализа, к-рый до сих пор играет еще значительную роль как методологич. основа психобиографии. Первой работой в области психобиографии было психоаналитич. описание личности амер. президента Вудро Вильсона, сделанное 3. Фрейдом. С методологич. т. зр. эти исследования все чаще опираются не столько на психоанализ, сколько на когнитивную психологию.

Статистическая гипотеза – это предположение о свойствах случайных величин или событий, которое мы хотим проверить по имеющимся данным. Поскольку статистика как метод исследования имеет дело с данным, в которых интересующие исследователя закономерности искажены различными случайными факторами, большинство статистических вычислений сопровождается проверкой некоторых предположений или гипотез об источнике этих данных. Статистическая гипотеза - предположение об определенных эмпирических характеристиках распределения в данной совокупности.

Корреляционный анализ, совокупность основанных на математической теории корреляции методов обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами. К. а. экспериментальных данных заключает в себе следующие основные практические приёмы: 1) построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы; 2) вычисление выборочных коэффициентов корреляции или корреляционного отношения; 3) проверка статистической гипотезы значимости связи. Дальнейшее исследование заключается в установлении конкретного вида зависимости между величинами (см. Регрессионный анализ). Зависимость между тремя и большим числом случайных признаков или факторов изучается методами многомерного К. а. (вычисление частных и множественных коэффициентов корреляции и корреляционных отношений).

Дискриминантный анализ - анализ при помощи которого решаются две задачи: 1.определить какие переменные лучше всего подходят для отнесения испытуемого к одной из групп.2. причислить к одной из групп «нового» испытуемого, для которого известны лишь значения измеренных для него переменных..Д.а. решает две проблемы1). интерпретировать различия между классами, т.е. ответить на вопросы:, насколько хорошо можно отличить один класс от другого, используя данный набор переменных, какие из этих переменных наиболее существенны для различения классов (ту же задачу решает множественный дисперсионный а.2). классифицировать объекты, т.е. отнести каждый объект к одному из классов, исходя только из данных по дискриминантным переменным. Д.а имеет преимущества перед регрессионным: во-первых предсказания на основе этого анализа более точные т.к. в качестве зависимой переменной выступает классификация, что делает метод универсальным: любое измерение можно свести к шкале наименований и избежать требования нормальности распределения «зависимой» переменной, во-вторых Д.а. позволяет провести более глубокое исследование различий между градациями «зависимой» переменной и влияний на нее «независимых» переменных.

Факторный анализ - анализ целью которого является уменьшение размерности исходных данных с целью их экономного описания при условии минимальных потерь исходной информации. Ф.а. позволяет отобрать наиболее существенные шкалы, сгруппировать их по факторам – обобщенным смысловым категориям оценки, и вычислить значения этих факторов для дифференциации изучаемых объектов.

Кластерный анализ – анализ решает задачу построения классификации, т.е. разделения исходного множества объектов на группы(классы, кластеры).К.а, это множество процедур, используемых для классификации объектов, группирования их в классы так, чтобы объекты в каждом классе были похожи друг на друга, чем объекты из других классов. К.а. незаменим, 1.при разбиении однородной совокупности испытуемых на группы по измеренным признакам с целью дальнейшей проверки причин межгрупповых различий по внешним критериям.2. при проверке гипотез о том проявляются ли типологические различия между испытуемыми по измеренным признакам.3. при исследовании группирования признаков, измеренных на выборке испытуемых, когда в качестве признаков выступают объекты, упорядочиваемые испытуемыми, например, по степени предпочтения.4. для упрощения факторного анализа, когда речь идет только о группировке признаков, без вычисления(оценки) фактора.5. при исследовании социальной структуры коллектива по данным социометрии.

Модой - называют наиболее часто встречающиеся в исследуемой совокупности значение признака.

Медианой называют такое значение признака, которое расположено в середине упорядоченного ряда.

Стандартное отклонение (термин был впервые введен Пирсоном, 1894) - это широко используемая мера разброса или вариабельности (изменчивости) данных..

Нормальное распределение - один из наиболее широко используемых видов теоретического распределения. Н.Р. наблюдается в тех случаях, когда изменения признака вызываются множеством независимых друг от друга (или слабо зависимых) факторов, каждый из которых играет в общей сумме примерно одинаковую и малую роль, т.е. отсутствуют доминирующие факторы. В качестве стандарта в статистике используется единичное Н.Р., в котором среднее значение признака равно 0, а стандартное отклонение равно 1 (т.е. μ = 0, σ = 1).

Одной из простейших мер вариации является размах или колеблемость варьирующего признака:, но он не описывает вариацию признака внутри интервала [xmax; xmin].:

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

А) Непосредственное: проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

Опосредованное: используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

В) Открытое (явное),наблюдение, протекающее в условиях осознанного факта присутствия посторонних лиц.

Скрытое: наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.,использование скрытых камер и т.д.

С) Включенное (причастное): наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

Не включенное (непричастное): исследователь ведет наблюдение извне.

Д) Систематическое (сплошное): регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности.

Несистематическое (выборочное): наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:• навыки общения • речь и т.д.

Е) Долговременное

Кратковременное: разные варианты:1. наблюдение в определенное время дня в течение одного часа;2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Ж) Казуальное (причинное): наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес, наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем.

Эпизодическое: фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

З) Внешнее (наблюдение со стороны):способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее (самонаблюдение)Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Достоинства 1. доступность, дешевизна средств.2. не искажает естественного протекания психических процессов. 3. богатство собираемых сведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: