Пояснительная записка

В основу содержания и структуры программы скорректированного (4 ч. в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 11 классе положена «Программа литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор: И.Н. Сухих). Программа реализуется на базе УМК: Сухих И.Н. Литература. 11 класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский центр «Академия»; Филологический факультет СПбГУ, 2008; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма, модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным изучением основ теории литературы.

В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (образы мировой культуры в творчестве О.Э. Мандельштама; символисты, футуристы и русская живопись начала XX в. и т. п.), с историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у А.П. Платонова, образ Христа у АА. Блока и А.А. Ахматовой).

Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.

Программа предполагает проведение различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и др.).

Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия.

Учебно-методический комплекс по программе И.Н. Сухих включает учебник, книгу для учителя и практикум для учащихся. Предлагаемые в «Книге для учителя» методические рекомендации к учебнику И.Н. Сухих «Литература: программа для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)» построены как поурочное планирование и включают:

- название темы (в том числе варианты);

- указание примерного количества часов на изучение биографического материала и чтение и изучение произведений;

- основные типы вопросов и заданий (репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др.; задания для фронтальной, групповой и индивидуальной работы);

- возможные виды деятельности на уроке учащихся и учителя;

- домашние задания (индивидуальные, групповые, дифференцированные (задания повышенной сложности помечены знаком *), по выбору и т. п.), задания для самостоятельной работы учащихся, возможные темы исследовательских проектов, творческих работ и др.

- список литературы по каждой теме программы.

Во входящую в состав методического комплекса к учебнику И.Н. Сухих книгу для учащихся «Литература в 11 классе. Практикум» в свою очередь включены биографический материал, фрагменты критических статей, изучаемых в курсе литературы 11 класса, тексты произведений для сопоставительного анализа, вопросы и задания различных типов и уровней сложности: репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др., задания для самостоятельной работы учащихся.допщий приведенныйПрактикум"__________________________________________________________________________________________________

Как правило, путь анализа включенного в программу художественного произведения, предлагаемый в каждой теме, - от эмоционального восприятия, через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализу-интерпретации и далее - к синтезу открытых в процессе анализа смыслов. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов.

Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.

Возможные варианты уроков внеклассного чтения и развития речи для каждой конкретной темы учитель разрабатывает и включает в соответствующие разделы курса самостоятельно, исходя из задач обучения и уровня подготовленности учащихся (всего 10 часов).

УМК Сухих И.Н. 136 часов (4 часа в неделю)

№ учебной недели Название темы, темы уроков Колич. часов по теме №№ уроков Примечания (форма контроля, использование ИКТ и др.) Дата
  Общая характеристика эпохи. Литература в ХХ веке.        
Двадцатый век: начала и концы (хронология исторических событий ХХ века).     Проверочные работы, сочинения-миниатюры.  
Литература ХХ века: летопись эпохи.     Работа с практикумом для учащихся.  
Серебряный век.        
Серебряный век: ренессанс или упадок?        
Символизм: искусство Иного.        
  В.Я. Брюсов: конструктор русского символизма.        
К. Бальмонт и А. Белый: два поколения русских символистов.     Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческая работа.  
Акмеизм: искусство Этого.        
Н.С. Гумилев: заблудившийся конквистадор.     Аудио- и видеоматериалы на CD, презентации, работа с практикумом для учащихся.  
  Футуризм: поэзия «самовитого слова».        
Велимир Хлебников: утопист и шаман.        
А. Куприн: наследник чеховской традиции. Повесть «Олеся». «Гранатовый браслет» – высокая трагедия в мире обыденной жизни.   11-12    
  Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы.   13-14    
Александр Александрович Блок.        
Судьба: жизнь, сочиненная поэтом.   15,    
Путь: трилогия «вочеловечения» (эволюция лирики от первого к третьему тому).   16-17 Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся.  
  Любовь: от Прекрасной Дамы – к Незнакомке.        
Образ Родины: история и современность.        
«Двенадцать»: «музыка революции» и «голоса улицы». Фабула, сюжет и композиция поэмы.   20-21 Проверочные и самостоятельные работы, сочинение, творческие задания.  
  Проблема финала «Двенадцати».        
Иван Алексеевич Бунин.        
Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель?        
Лирический мир И. А. Бунина: поэзия или проза?        
  Сатирическая притча «Господин из Сан-Франциско»: абсурдность жизни или нелепость смерти? Природа и цивилизация в рассказе.   25-26 Проверочные работы, сочинения-миниатюры.  
Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина: «блаженная смерть» или «убийство смерти»? (аналитическое чтение рассказов из цикла «Темные аллеи»).   27-28 Работа с практикумом для учащихся  
  Алексей Максимович Горький.     творческие задания.  
Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. Семинар.        
Ранний Горький: в поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».   30-31 Проверочные работы.  
«Эй, человек! Это ты звучишь гордо?» (А. Мариенгоф): «На дне» как социальная драма.     Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
  «Что лучше: истина или сострадание?» (М.Горький): «На дне» как философская притча.     Проверочные работы.  
Проблема правды и лжи: неразрешённый спор.     Семинарское занятие. Домашнее сочинение.  
Литература 1920 – 1930-х годов.        
Литература и власть: пути литературы 1920 – 1930-х годов.        
«Воздух эпохи»: рассказ Е.И. Замятина «Дракон».        
  «О дивный новый мир»: роман-антиутопия Е. Замятина «Мы». Семинар.     Работа с практикумом для учащихся.  
Эпос о революции и «диалектика» души: рассказы И.Э. Бабеля из цикла «Конармия».        
«Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»: рассказы М.М. Зощенко «Обезьяний язык» и «Монтер».     Проверочные работы, семинар, сочинения-миниатюры.  
«…Наравне с именами собратьев по правописанью…»: В.В. Набоков. Рассказ «Благость».        
  Владимир Владимирович Маяковский.        
«Я – поэт. Этим и интересен»: личность и судьба Маяковского.     Аудио- и видеоматериалы.  
Лирика Маяковского 1912 – 1917 годов: «революционный поэт».   42-43    
«Громада-любовь» и «громада-ненависть»: поэма «Облако в штанах».     Работа с практикумом для учащихся.  
  Лирика Маяковского 1917–1930 годов: «поэт Революции».        
Поэт и поэзия: трагедия поэта.     Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания.  
Сергей Александрович Есенин.        
Творческий портрет Сергея Есенина.     Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
  Художественный мир лирики Есенина.   48-49 Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания.  
Эволюция образа родины в лирике Есенина.   50-51    
  Михаил Александрович Шолохов        
«В годину смуты и разврата»: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону».        
«Война и мир» на донской земле: «Тихий Дон» как исторический роман-эпопея и как семейная сага.        
«Любовь казака»: «Тихий Дон» как роман о любви.        
«Поправляющий грех горше поправляемого» (В.В. Розанов): «Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне.     Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
  «Одиссея казачьего Гамлета» (И.Н. Сухих): «Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека.   56-57    
Рассказ «Судьба человека». Русский национальный характер в рассказе. Образы автора и рассказчика.     Проверочные работы, домашнее сочинение.  
Осип Эмильевич Мандельштам.        
«Я не хочу моей судьбы»: поэт и судьба.     Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
  «Я получил блаженное наследство»: поэт и вечность.        
«Мне на плечи бросается век-волкодав»: поэт и время.   61-62 Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания.  
Анна Андреевна Ахматова.     .  
Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников.     Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся.  
  «Слишком плотны любовные сети»: ранняя лирика А. А. Ахматовой.        
«Я была тогда с моим народом»: поэма «Реквием».   65-66    
«…в прошедшем грядущее зреет»: Россия и творчество в поэтическом сознании А. Ахматовой.     Проверочные работы, творческие задания  
  Михаил Афанасьевич Булгаков.     .  
Судьба художника: противостояние эпохе.        
Булгаков и «потаенная литература». Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе».     Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся  
Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета. Роман Мастера: проблема добра, предательства, трусости, верности. Евангелие от Михаила и канонические Евангелия.   70-71    
  Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры.        
Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое. Роман Булгакова как культурный миф.     Проверочные работы, творческие задания.  
Смысл финала. Свет и покой в романе.        
  Марина Ивановна Цветаева.        
«С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой.     Проверочные работы, сочинения-миниатюры. Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
«Высота бреда над уровнем Жизни»: вечность любви. Лирическая героиня М. Цветаевой. Поэтика М. Цветаевой.   76-77    
«Есть времена – железные – для всех»: время ненависти. Поздняя цветаевская лирика.        
  Борис Леонидович Пастернак.        
Поэт и время: личность и судьба Б.Л. Пастернака.        
«И образ мира, в слове явленный»: мотивы любви и природы в лирике Б.Л. Пастернака.     Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся.  
«Определение поэзии»: образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б.Л. Пастернака.   81-82    
  «Вариант книги Бытия»: роман «Доктор Живаго».   83-84    
«Ход веков подобен притче»: стихотворения Юрия Живаго.     Проверочные работы, сочинение.  
  Андрей Платонович Платонов.        
Человек и мир, в котором он живет (рассказы Платонова «Железная старуха» и «В прекрасном и яростном мире»).   86-87 Работа с практикумом для учащихся.  
Тайна Фро: Психея, Афродита или Душечка? (рассказ А.П. Платонова «Фро»). Вариант уроков: Обзор содержания и проблематики повести «Котлован».   88-89 Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания.  
  Литература 1940-х – 1980-х.        
Литература и война: музы и пушки.     Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
Литература и власть: время кнута и пряника.        
Поэзия шестидесятников: «поэт в России больше, чем поэт».     Проверочные работы, сочинения-миниатюры, тестирование.  
Литература 1960 - 1980-х годов: образ меняющегося времени.     Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания.  
  Александр Трифонович Твардовский.        
«Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского.        
«Бой идет не ради славы, ради жизни на земле»: великое и смешное в поэтической летописи войны.   95-96 Проверочные работы, творческие задания. Аудиоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
«Я знаю, никакой моей вины»: совесть и память в творчестве и жизни А.Т. Твардовского.        
  Александр Исаевич Солженицын.        
«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…»: биография и творчество А.И. Солженицына.        
«Щ-854 (Один день одного зэка»): рассказ «Один день Ивана Денисовича». Особенный герой: Иван Денисович или «Щ-854»?   99-100 Проверочные работы, творческие задания. Работа с практикумом для учащихся.  
Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа (повести).        
  Книга-свидетельство: «Архипелаг ГУЛАГ».   102-103 Семинар.  
Василий Макарович Шукшин.        
«Нравственность есть Правда»: жизнь и творческий путь В.М. Шукшина – актера, режиссера и писателя.     Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
  «Чудики» и философы В.М. Шукшина.   105 -106 Проверочные работы, классное сочинение, творческие задания.  
«Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли.        
  Николай Михайлович Рубцов.        
«За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Н. Рубцова.     Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
«Но я у Тютчева и Фета проверю искреннее слово». Учителя и предтечи Н. Рубцова.     Проверочные работы, сочинения-миниатюры.  
Владимир Семёнович Высоцкий.        
«Я не люблю…»: катехизис поэта, певца и гражданина.     Сочинения-миниатюры  
  «Высоцкий – «Шансонье всея Руси».     . Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.  
Юрий Валентинович Трифонов.        
«Возвращение к «prosus»: история и современность в произведениях Ю.В. Трифонова.     Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся.  
«Обмены и обманы» города в прозе Ю. Трифонова.        
Завещание Ю. Трифонова: вечные темы в творчестве писателя.        
  Сергей Донатович Довлатов     .  
  «Мир уродлив, и люди грустны» (И. Бродский): анекдоты и драмы Сергея Довлатова.        
  Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях С. Довлатова.   116 -117 Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся  
  Иосиф Александрович Бродский.        
  «Ни страны, ни погоста»: от Васильевского острова до острова Мертвых.        
  «Поэт есть средство существования языка»: пространство языка – пространство свободы в лирике И. Бродского.   119-121 Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся.  
  И. Бродский и традиции философской поэзии.        
Александр Валентинович Вампилов.        
Драматург Вампилов: трагедии и анекдоты.        
  Люди – не ангелы: вечные темы в «Провинциальных анекдотах».     Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся.  
  Литературная ситуация рубежа XX-XXI веков.        
Неоконченные споры.        
«Писатель – Книга – Читатель».     Работа с практикумом для учащихся.  

Итого:

- на чтение и изучение произведений – 126 ч.

- на уроки развития речи и внеклассного чтения - 10 ч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: