В основу содержания и структуры программы скорректированного (4 ч. в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 11 классе положена «Программа литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор: И.Н. Сухих). Программа реализуется на базе УМК: Сухих И.Н. Литература. 11 класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский центр «Академия»; Филологический факультет СПбГУ, 2008; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма, модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным изучением основ теории литературы.
|
|
В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (образы мировой культуры в творчестве О.Э. Мандельштама; символисты, футуристы и русская живопись начала XX в. и т. п.), с историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у А.П. Платонова, образ Христа у АА. Блока и А.А. Ахматовой).
Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.
Программа предполагает проведение различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и др.).
Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия.
|
|
Учебно-методический комплекс по программе И.Н. Сухих включает учебник, книгу для учителя и практикум для учащихся. Предлагаемые в «Книге для учителя» методические рекомендации к учебнику И.Н. Сухих «Литература: программа для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)» построены как поурочное планирование и включают:
- название темы (в том числе варианты);
- указание примерного количества часов на изучение биографического материала и чтение и изучение произведений;
- основные типы вопросов и заданий (репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др.; задания для фронтальной, групповой и индивидуальной работы);
- возможные виды деятельности на уроке учащихся и учителя;
- домашние задания (индивидуальные, групповые, дифференцированные (задания повышенной сложности помечены знаком *), по выбору и т. п.), задания для самостоятельной работы учащихся, возможные темы исследовательских проектов, творческих работ и др.
- список литературы по каждой теме программы.
Во входящую в состав методического комплекса к учебнику И.Н. Сухих книгу для учащихся «Литература в 11 классе. Практикум» в свою очередь включены биографический материал, фрагменты критических статей, изучаемых в курсе литературы 11 класса, тексты произведений для сопоставительного анализа, вопросы и задания различных типов и уровней сложности: репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др., задания для самостоятельной работы учащихся.допщий приведенныйПрактикум"__________________________________________________________________________________________________
Как правило, путь анализа включенного в программу художественного произведения, предлагаемый в каждой теме, - от эмоционального восприятия, через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализу-интерпретации и далее - к синтезу открытых в процессе анализа смыслов. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов.
Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Возможные варианты уроков внеклассного чтения и развития речи для каждой конкретной темы учитель разрабатывает и включает в соответствующие разделы курса самостоятельно, исходя из задач обучения и уровня подготовленности учащихся (всего 10 часов).
УМК Сухих И.Н. 136 часов (4 часа в неделю)
№ учебной недели | Название темы, темы уроков | Колич. часов по теме | №№ уроков | Примечания (форма контроля, использование ИКТ и др.) | Дата |
Общая характеристика эпохи. Литература в ХХ веке. | |||||
Двадцатый век: начала и концы (хронология исторических событий ХХ века). | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | ||||
Литература ХХ века: летопись эпохи. | Работа с практикумом для учащихся. | ||||
Серебряный век. | |||||
Серебряный век: ренессанс или упадок? | |||||
Символизм: искусство Иного. | |||||
В.Я. Брюсов: конструктор русского символизма. | |||||
К. Бальмонт и А. Белый: два поколения русских символистов. | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческая работа. | ||||
Акмеизм: искусство Этого. | |||||
Н.С. Гумилев: заблудившийся конквистадор. | Аудио- и видеоматериалы на CD, презентации, работа с практикумом для учащихся. | ||||
Футуризм: поэзия «самовитого слова». | |||||
Велимир Хлебников: утопист и шаман. | |||||
А. Куприн: наследник чеховской традиции. Повесть «Олеся». «Гранатовый браслет» – высокая трагедия в мире обыденной жизни. | 11-12 | ||||
Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы. | 13-14 | ||||
Александр Александрович Блок. | |||||
Судьба: жизнь, сочиненная поэтом. | 15, | ||||
Путь: трилогия «вочеловечения» (эволюция лирики от первого к третьему тому). | 16-17 | Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся. | |||
Любовь: от Прекрасной Дамы – к Незнакомке. | |||||
Образ Родины: история и современность. | |||||
«Двенадцать»: «музыка революции» и «голоса улицы». Фабула, сюжет и композиция поэмы. | 20-21 | Проверочные и самостоятельные работы, сочинение, творческие задания. | |||
Проблема финала «Двенадцати». | |||||
Иван Алексеевич Бунин. | |||||
Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель? | |||||
Лирический мир И. А. Бунина: поэзия или проза? | |||||
Сатирическая притча «Господин из Сан-Франциско»: абсурдность жизни или нелепость смерти? Природа и цивилизация в рассказе. | 25-26 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |||
Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина: «блаженная смерть» или «убийство смерти»? (аналитическое чтение рассказов из цикла «Темные аллеи»). | 27-28 | Работа с практикумом для учащихся | |||
Алексей Максимович Горький. | творческие задания. | ||||
Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. Семинар. | |||||
Ранний Горький: в поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». | 30-31 | Проверочные работы. | |||
«Эй, человек! Это ты звучишь гордо?» (А. Мариенгоф): «На дне» как социальная драма. | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||||
«Что лучше: истина или сострадание?» (М.Горький): «На дне» как философская притча. | Проверочные работы. | ||||
Проблема правды и лжи: неразрешённый спор. | Семинарское занятие. Домашнее сочинение. | ||||
Литература 1920 – 1930-х годов. | |||||
Литература и власть: пути литературы 1920 – 1930-х годов. | |||||
«Воздух эпохи»: рассказ Е.И. Замятина «Дракон». | |||||
«О дивный новый мир»: роман-антиутопия Е. Замятина «Мы». Семинар. | Работа с практикумом для учащихся. | ||||
Эпос о революции и «диалектика» души: рассказы И.Э. Бабеля из цикла «Конармия». | |||||
«Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»: рассказы М.М. Зощенко «Обезьяний язык» и «Монтер». | Проверочные работы, семинар, сочинения-миниатюры. | ||||
«…Наравне с именами собратьев по правописанью…»: В.В. Набоков. Рассказ «Благость». | |||||
Владимир Владимирович Маяковский. | |||||
«Я – поэт. Этим и интересен»: личность и судьба Маяковского. | Аудио- и видеоматериалы. | ||||
Лирика Маяковского 1912 – 1917 годов: «революционный поэт». | 42-43 | ||||
«Громада-любовь» и «громада-ненависть»: поэма «Облако в штанах». | Работа с практикумом для учащихся. | ||||
Лирика Маяковского 1917–1930 годов: «поэт Революции». | |||||
Поэт и поэзия: трагедия поэта. | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания. | ||||
Сергей Александрович Есенин. | |||||
Творческий портрет Сергея Есенина. | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||||
Художественный мир лирики Есенина. | 48-49 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания. | |||
Эволюция образа родины в лирике Есенина. | 50-51 | ||||
Михаил Александрович Шолохов | |||||
«В годину смуты и разврата»: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону». | |||||
«Война и мир» на донской земле: «Тихий Дон» как исторический роман-эпопея и как семейная сага. | |||||
«Любовь казака»: «Тихий Дон» как роман о любви. | |||||
«Поправляющий грех горше поправляемого» (В.В. Розанов): «Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне. | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||||
«Одиссея казачьего Гамлета» (И.Н. Сухих): «Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека. | 56-57 | ||||
Рассказ «Судьба человека». Русский национальный характер в рассказе. Образы автора и рассказчика. | Проверочные работы, домашнее сочинение. | ||||
Осип Эмильевич Мандельштам. | |||||
«Я не хочу моей судьбы»: поэт и судьба. | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||||
«Я получил блаженное наследство»: поэт и вечность. | |||||
«Мне на плечи бросается век-волкодав»: поэт и время. | 61-62 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания. | |||
Анна Андреевна Ахматова. | . | ||||
Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников. | Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся. | ||||
«Слишком плотны любовные сети»: ранняя лирика А. А. Ахматовой. | |||||
«Я была тогда с моим народом»: поэма «Реквием». | 65-66 | ||||
«…в прошедшем грядущее зреет»: Россия и творчество в поэтическом сознании А. Ахматовой. | Проверочные работы, творческие задания | ||||
Михаил Афанасьевич Булгаков. | . | ||||
Судьба художника: противостояние эпохе. | |||||
Булгаков и «потаенная литература». Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе». | Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся | ||||
Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета. Роман Мастера: проблема добра, предательства, трусости, верности. Евангелие от Михаила и канонические Евангелия. | 70-71 | ||||
Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры. | |||||
Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое. Роман Булгакова как культурный миф. | Проверочные работы, творческие задания. | ||||
Смысл финала. Свет и покой в романе. | |||||
Марина Ивановна Цветаева. | |||||
«С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой. | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||||
«Высота бреда над уровнем Жизни»: вечность любви. Лирическая героиня М. Цветаевой. Поэтика М. Цветаевой. | 76-77 | ||||
«Есть времена – железные – для всех»: время ненависти. Поздняя цветаевская лирика. | |||||
Борис Леонидович Пастернак. | |||||
Поэт и время: личность и судьба Б.Л. Пастернака. | |||||
«И образ мира, в слове явленный»: мотивы любви и природы в лирике Б.Л. Пастернака. | Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся. | ||||
«Определение поэзии»: образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б.Л. Пастернака. | 81-82 | ||||
«Вариант книги Бытия»: роман «Доктор Живаго». | 83-84 | ||||
«Ход веков подобен притче»: стихотворения Юрия Живаго. | Проверочные работы, сочинение. | ||||
Андрей Платонович Платонов. | |||||
Человек и мир, в котором он живет (рассказы Платонова «Железная старуха» и «В прекрасном и яростном мире»). | 86-87 | Работа с практикумом для учащихся. | |||
Тайна Фро: Психея, Афродита или Душечка? (рассказ А.П. Платонова «Фро»). Вариант уроков: Обзор содержания и проблематики повести «Котлован». | 88-89 | Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания. | |||
Литература 1940-х – 1980-х. | |||||
Литература и война: музы и пушки. | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||||
Литература и власть: время кнута и пряника. | |||||
Поэзия шестидесятников: «поэт в России больше, чем поэт». | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, тестирование. | ||||
Литература 1960 - 1980-х годов: образ меняющегося времени. | Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания. | ||||
Александр Трифонович Твардовский. | |||||
«Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского. | |||||
«Бой идет не ради славы, ради жизни на земле»: великое и смешное в поэтической летописи войны. | 95-96 | Проверочные работы, творческие задания. Аудиоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
«Я знаю, никакой моей вины»: совесть и память в творчестве и жизни А.Т. Твардовского. | |||||
Александр Исаевич Солженицын. | |||||
«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…»: биография и творчество А.И. Солженицына. | |||||
«Щ-854 (Один день одного зэка»): рассказ «Один день Ивана Денисовича». Особенный герой: Иван Денисович или «Щ-854»? | 99-100 | Проверочные работы, творческие задания. Работа с практикумом для учащихся. | |||
Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа (повести). | |||||
Книга-свидетельство: «Архипелаг ГУЛАГ». | 102-103 | Семинар. | |||
Василий Макарович Шукшин. | |||||
«Нравственность есть Правда»: жизнь и творческий путь В.М. Шукшина – актера, режиссера и писателя. | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||||
«Чудики» и философы В.М. Шукшина. | 105 -106 | Проверочные работы, классное сочинение, творческие задания. | |||
«Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли. | |||||
Николай Михайлович Рубцов. | |||||
«За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Н. Рубцова. | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||||
«Но я у Тютчева и Фета проверю искреннее слово». Учителя и предтечи Н. Рубцова. | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | ||||
Владимир Семёнович Высоцкий. | |||||
«Я не люблю…»: катехизис поэта, певца и гражданина. | Сочинения-миниатюры | ||||
«Высоцкий – «Шансонье всея Руси». | . Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||||
Юрий Валентинович Трифонов. | |||||
«Возвращение к «prosus»: история и современность в произведениях Ю.В. Трифонова. | Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся. | ||||
«Обмены и обманы» города в прозе Ю. Трифонова. | |||||
Завещание Ю. Трифонова: вечные темы в творчестве писателя. | |||||
Сергей Донатович Довлатов | . | ||||
«Мир уродлив, и люди грустны» (И. Бродский): анекдоты и драмы Сергея Довлатова. | |||||
Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях С. Довлатова. | 116 -117 | Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся | |||
Иосиф Александрович Бродский. | |||||
«Ни страны, ни погоста»: от Васильевского острова до острова Мертвых. | |||||
«Поэт есть средство существования языка»: пространство языка – пространство свободы в лирике И. Бродского. | 119-121 | Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся. | |||
И. Бродский и традиции философской поэзии. | |||||
Александр Валентинович Вампилов. | |||||
Драматург Вампилов: трагедии и анекдоты. | |||||
Люди – не ангелы: вечные темы в «Провинциальных анекдотах». | Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся. | ||||
Литературная ситуация рубежа XX-XXI веков. | |||||
Неоконченные споры. | |||||
«Писатель – Книга – Читатель». | Работа с практикумом для учащихся. |
Итого:
|
|
|
|
- на чтение и изучение произведений – 126 ч.
- на уроки развития речи и внеклассного чтения - 10 ч.