Семинарские занятия, методика его подготовки и проведения

Эффективной формой организации обучения в высшей школе является семинарские занятия, с которыми органично сочетаются лекции

Семинар (лат seminarium - рассадник) - вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов у этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д. Семинары в форме дискуссий, участниками которых были ученые из разных стран мира, были очень распространены в Киево-Могилянской и академии С 1874-1875 годов семинарские и практические занятия стали широко использоваться в Киевском университете по инициативе профессора М. Авенариусиуса.

Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:

- оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

- развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

- формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работы и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

- обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

- формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;

- осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.

Семинарские занятия выполняют следующие основные функции:

- учебную (углубление, конкретизацию, систематизацию знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);

- развивающую (развитие логического мышления студентов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);

- воспитательную (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации н учебно-познавательной деятельности и организации досуга)

- диагностически-коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления)

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

- к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

- при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

- необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т.д.)

- необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающая фор ния единой системы знаний, умений и навыков студентов

- важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

- в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

- семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов

- зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно классифицировать как;

- просеминары;

- традиционные (тематические) семинары;

- суммирующие семинары (повторения и систематизации знаний, межпредметные семинары и др.);

- спецсеминары

- просеминары проводится со студентами - первокурсниками с целью их адаптации к лекционно-семинарской формы обучения в ВУЗах. Главной задачей просеминарських занятий является формирование у студентов умений труд юват с учебниками, первоисточниками, выполнять реферативные исследования, готовить тезисы, доклады и научные выступления есть, просеминары являются своеобразными практикумами для подготовки первокурсников к учебно-познавательной деятельности на лекциях, в процессе практических занятий и самостоятельной роботти.

При подготовке к первым семинаров преподавателю желательно обсудить со студентами содержание китайского пословица: \"Лучшая память хуже, чем хуже чернила\" Следует также продемонстрировать первокурсникам вы иди записей, использование которых поможет им принимать участие в обсуждении конкретных проблемих проблем:

- выписки, цитаты - дословные, точные записи конкретного текста с ссылкой на источник информации и его автора;

- план выступления - совокупность четко сформулированных, последовательно изложенных мыслей, которые отражают основное содержание прочитанного;

- тезисы - основные положения текста без дополнительных объяснений;

- конспект - короткий последовательное изложение информации из первоисточника Для оперативного использования студентам можно рекомендовать накапливать информацию на специальных карточках - листах плотной бумаги небольшого формата.

Такие рабочие шее могут иметь разное назначение:

- Каталожные карточки, на одной стороне которых делают запись исходных данных первоисточника, а на обороте его краткую аннотацию Например:

- Подоляк ЛГ, Юрченко ВИ Психология высшей школы: Практикум: Навчпосиб - К: Каравелла, 2008 - 336 с

- Обратная сторона карточки

Пособие содержит методические материалы, характеризующие подходы авторов к организации семинарских и лабораторных работ, самостоятельной работы при изучении \"Психологии высшей школы\", конкретные ситуации, упражнения, задания Может использоваться преподавателями, аспирантами и студентами магистратуры.

Подобные карточки удобно размещать в компьютерной картотеке, что однако затрудняет их использование на аудиторных занятиях

- Рабочие карты, на которых студент записывает формулировки понятий, законов, цитаты, примеры, формулы и тп

Рабочие карты удобно использовать для ответов, выступлений, запоминания материалов

Как разновидность просеминары можно иногда использовать семинар - комментированное чтение Такой семинар эффективен, когда студентам демонстрируют методику обработки определенной научной работы (монографии, научной ст Татти, дипломной работы или курсового исследования) Основная задача комментируемого чтения состоит в формировании у студентов умения анализировать и правильно толковать научный текст Такие семинары Эффективно и на младших курсах, на старших курсах их проведения почти не практикуетсяся.

На первых просеминары студентам следует предложить рекомендации, которые оптимизируют их самостоятельную работу и повысят эффективность интеллектуального труда.

Например, первокурсникам можно дать следующие заметки:

1. Работает самостоятельно ежедневно в одно и то же время Формируйте в себе привычку к постоянному умственного труда Если сначала будет трудно, вспомните пословицу: \"Ученье и труд все перетрут\"

2. Планируйте умственный труд и досуг, это позволяет работать четко и ритмично

3. Ритмичность и чередование умственного труда и отдыха способствует повышению работоспособности

4. Определяет конкретно, что нужно сделать сегодня, но не забывайте о перспективе Выполнение сложной работы можно осуществлять отдельными частями

5. В период отдыха ншагайтесь активно двигаться, заниматься физическим трудом, спортом

6. Обеспечивает себе полноценный сон, ведь это биологическая потребность организма

7. Правильная организация рабочего места, привычный для вас порядок - улучшат вашу работоспособность

8. Не забывайте ежедневно подводить итоги выполненного, вносить коррективы в еженедельный план

9. Всякий результат умственного труда должен быть четко оформлен в виде записи или устного высказывания Помните, что \"не за писана мнение - потерянное сокровище\" (ДИМенделеев)

Традиционный (тематический) семинар ориентирован на обсуждение группы проблем, которые изучались студентами самостоятельно или обрабатывались на лекции.

Среди тематических семинаров чаще всего используются так ки разновидности:

- семинар - беседа (обсуждение заранее подготовленных студентами докладов, рефератов, творческих работ);

- семинар-дискуссия;

- ссминар-конференция;

- семинар - \"круглый стол;

- семинар-симпозиум и др.

На семинарах студентам следует предлагать вопросы, имеют проблемный характер и требуют творческого, продуктивного мышления, например: \"Как Вы считаете, почему?\", \"Аргументируйте свою точку зрения\", \"Поре ивняйте научные факты и жизненные представления о \",\" Чем можно объяснить, что? \"И тп В процессе дискуссии,\" круглого стола \",\" конференции \",\" симпозиума \", несущие элементы интерактивного обучения, студентов следует стимулировать к обсуждению, дебатов, приучает самостоятельно мыслить, способствует развитию аналитических навыков, умений защиты собственной точки зрения, взвешенной аргументации, уважения к мнению дручок, умінь захисту власної точки зору, виваженої аргументации, поваги до думки інших.

На старших курсах студентов привлекают к участию в спецсеминары, специально организованном общению начинающих исследователей с ведущими специалистами в определенной научной отрасли или профессиональной сфере Спец цсеминар чаще приобретает характер привлечения студентов к научной школы, приучает студентов к научно-профессиональной творчестве.

В зависимости от типа структура семинара может быть различной, однако преподавателю следует знать, что при его подготовке учебно-познавательную деятельность студентов следует организовать следующим образом:

1. Сообщить тему и план семинара

2. Предложить для самостоятельного изучения основную и дополнительную литературу

3. Предоставить устные или письменные (в виде \"Методических рекомендаций\") советы по подготовке к семинарам

4. Предоставить студентам индивидуальные задания и при необходимости провести консультацию по теме семинара

Методика управления семинаром зависит от многих факторов: дидактической цели, педагогического мастерства преподавателя, готовности и активности студентов и др. В наиболее общем виде типичная структура семинарского занятия имеет следующий вид (табл. 88).

Таблица 8

Структура семинарского занятия

Этапы семинара Содержание и характеристика этапа
Организационная часть Цель - мобилизовать студентов к обучению; активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия Этап содержит приветствие преподавателя со студентами, выявление отсутствующих, проверку при дготовлености к занятию (возможно короткое фронтальный опрос, короткий тест и тпп.)
Мотивация и стимулирование учебной деятельности Предусматривает формирование потребности изучения конкретного учебного материала, сообщение темы, цели и задач семинара Мотивация способствует четкому осознанию цели семинара, состоит в достижении конечного евого, запланированного результата совместной деятельности преподавателей и студентовв
Обсуждение проблем, вынесенных на семинарское занятие Заключается в обсуждении и управлении процессом рассмотрения основных вопросов семинара согласно выбранному виду и методики его проведения Преподаватель должен позаботиться о поэтапном обсуждения и понимания студентами и изученной учебной информацииї
Диагностика правильности усвоения студентами знаний Состоит в выяснении причин непонимания определенного элемента содержания учебной информации, неумение или ложности выполнения интеллектуальной или практической действия Осуществляется с помощью серии оперативных х кратковременных контрольных работ (письменных, графических, практических), устных фронтальных опросов, тренинга (при необходимости с использованием компьютерной техники)
Подведение итогов Предполагает краткое сообщение о выполнении намеченной цели, задач занятия (анализ того, что было рассмотрено, качество деятельности группы и отдельных студентов, оценки их работы)
Организация позаадиторнои самостоятельной работы студентов Содержит объяснение содержания задачи, методики его выполнения, краткую аннотацию рекомендованных источников информации, предложения по выполнению индивидуальных заданий

Можно предложить две структурно-логические схемы тук преподавателя при проведении семинарского занятия:

1) При высокой степени готовности и активности студентов (I вариант);

2) При недостаточном уровне активности студентов (II вариант)

Схема 6

И вариант проведения семинарского занятия

Продолжение схемы 6 П вариант проведения семинарского занятия

В обоих случаях вступительное слово преподавателя должно освещать:

- значение темы для будущей профессиональной деятельности студентов;

- обоснование каким вопросам следует осуществить глубже;

- объяснение порядка выступлений на семинаре (по вызову или желанию студентов);

- требования к построению выступлений и проведения дискуссий, если она возникнет

Различные виды семинарских занятий требуют различных форм подготовки к ним студентов, в частности:

а) все студенты готовят сообщение по всем вопросам семинара;

б) каждый студент готовит реферат по отдельным вопросам семинара;

в) студент готовит доклад творческого характера, содержащей элементы исследовательского характера

Преподаватель должен обратить внимание студентов на необходимость глубокого ознакомления с проблематикой семинара, недопустимости механического переписывания материала из одного - двух источников, использование чужи их конспектов или плагиата Internet информации Следует подчеркнуть, что критическое осмысление материала, разных взглядов на научную проблему, построение доказательных, аргументированных выступлений способствует формированию сам остийного творческого мышления, крайне необходимого современном высококвалифицированному специалисту, ориентированном на деятельность в условиях высокой конкуренцийї.

Преподаватель должен быть образцом для студентов в подготовке к семинару Он сам должен глубоко и досконально проработать всю литературу, рекомендованную студентам, сделать необходимые заметки, тщательно сформулировать вать основные, дополнительные, вспомогательные вопросы, которые необходимо и можно поставить студентам; четко сформулировать вступительное и заключительное слово семинара Мы разделяем точку зрения ММ Фицула, о необходимости о ведения лекций и семинаров одним преподавателем, ведь \"при таких условиях возможны единый подход к изучению отдельных тем или вопросов курса, осуществление систематического контроля за самостоятельной работой студентов".

Студенту магистратуры, молодому преподавателю следует знать основные критерии оценки качества семинарского занятия, в частности:

1. Целеустремленность - четкое и аргументированное выдвижение научной проблемы, попытка соединить теоретический материал по Его практическим использованием в будущей профессиональной деятельности

2. Планировка - выделение и сообщения студентам главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы

3. Организация семинара - умение начинать и поддерживать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов студентов, оптимальная информативность и наполненность учебного времени обсуждением проблем

4. Стиль проведения семинара - оживленный, с постановкой актуальных вопросов, наличие элементов дискуссии, или вялый, не вызывает интереса

5. Отношение преподавателя к студентам - уважительное, уравновешенное, толерантное, справедливо требовательное или безразлично

6. Отношение студентов к занятию - заинтересовано ли равно, конструктивно критическое или отрицательное

7. Качество управления группой - преподаватель быстро устанавливает контакт с участниками семинара, уверенно и свободно держится, взаимодействие с группой носит педагогически целесообразный характер и охватывает всех студентов в или, наоборот, преподаватель делает много замечаний, разговаривает на повышенных тонах, опирается в работе на нескольких студентов, а другие остаются пассивными.

8. Комментарии и выводы преподавателя - квалифицированные, доказательные, убедительные, или, наоборот, неквалифицированные, несущественные, не содержат в себе содержательных рекомендаций, качество оценки учебно-познавательной д деятельности студентев.

9. Качество организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов и определения темы следующего занятия и рекомендации по подготовке, изучение основных и дополнительных источников, Интернет-ресурсов и тп

Знания студентов, обнаруженные на семинарах и других практических занятиях, должны комментировать и обязательно оцениваться Оценки заносятся в журнал и учитываются при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплини.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Филатова

Современная технология обучения сегодня не способна подготовить специалистов с конкурентоспособным уровнем квалификации, поэтому «технологическая» реформа вузовского образования является составляющей частью процесса модернизации высшей школы.

Новые педагогические технологии должны: гибко реагировать на меняющиеся потребности рынка труда и корректировать модель специалиста; обеспечить индивидуализацию образовательных программ и путей их освоения в зависимости от способностей и интересов студентов. Идеи отечественной педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного образования, деятельностный подход к обучению, идеи «опытного учения», диалога как основы человеческого сознания и общения, а также технологии опережающего обучения, развития критического мышления, проектного обучения, группового взаимодействия, технологии тестирования, информационные и коммуникационные, технологии модульно-рейтингового обучения наиболее приемлемы сегодня.

Такая дидактическая модель, как «модульно-рейтинговая технология обучения», широко применяется в высшей школе. Модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Рейтинг - индивидуальный суммарный индекс студента, устанавливаемый в виде баллов, на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля.

В основу модульно-рейтинговой технологии положены следующие принципы:

- расчленение материала на небольшие дозы;

- отход от коллективного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке специалистов;

- изменение роли и функции преподавателя в учебном процессе, превращение его в преподавателя-консультанта;

- отход от традиционных форм контроля знаний и внедрение рейтинговой системы оценок, в которой резко возрастает роль текущего, обобщающего и итогового контроля.

Модульно-рейтинговая технология использует свои элементы в контексте педагогики сотрудничества. Это гуманизирует педагогический процесс.

В состав модулей включены, кроме лекционных занятий, индивидуальные задания студентам, которые должны быть выполнены к семинарскому занятию этого модуля. Семинарские занятия предполагаются в каждом модуле, выполняя функцию рубежного контроля знаний, а также позволяя в дискуссиях выявить вопросы, которые не получили должного внимания студентов.

Формирование навыков самостоятельного, критического мышления студентов - одна из главных задач, которая продиктована общими целями современного образования. Мониторинг внедрения современных форм и методов обучения в учебный процесс показал, что стремление к рациональному соотношению традиционных и современных педагогических технологий, основанных на теории и практике личностно-риентированного обучения, нацелено на поиск методов и форм обучения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность студентов.

Одной из форм практической деятельности, в рамках которой решается поставленная задача, является семинарское занятие. Сама по себе семинарская форма занятий (с лат. semmarшm означает «рассадник, посев знаний») известна очень давно, с древнегреческих и римских времен. Как активная форма обучения, семинар выполняет особую функцию - способствует формированию постоянно-привычного состояния размышления, поиска, сосредоточенности.

Классификация видов семинарских занятий такова:

1) семинары, связанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением;

2) семинары, не зависимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;

3) практические семинары.

Цель их проведения - отработка конкретных навыков. Суммируя основные виды семинаров в современной высшей школе, упоминая три классических типа семинаров (просеминар, собственно семинар и спецсеминар), И.О. Загашев и С.И. Заир-Бек указывают на три основных вида собственно семинаров: «...семинар, имеющий своей целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически связанный с ним; семинар, предназначенный для основательной проработки наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы; семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для их углубленной проработки». 

При выборе формы семинарского занятия прежде всего определяется его цель: конкретно-учебная в пределах одного занятия и более отдаленная, стратегическая - в смысле формирования необходимых личностных качеств будущего специалиста, среди них, несомненно, способность к критическому мышлению.

К настоящему времени методика проведения семинарских занятий достаточно разработана. По методике проведения семинарское занятие представляет собой обсуждение, дискуссию, ориентированные как на творческий характер студента с четкой и убедительной аргументацией, так и на приобретение более совершенных знаний. Они помогают проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов.

Среди всего разнообразия существующих сегодня методик (семинар-круглый стол, семинар-дискуссия, семинар-беседа, семинар-пресс-конференция и др.) хотелось бы выделить две наиболее распространенные.

Первую методику условно можно было бы назвать обучающей, традиционной, ориентированной на преподавателя. Согласно данной методике, одни студенты, приходя на семинар, готовят рефераты, доклады, другие -их слушают. Преподаватель пытается активизировать аудиторию, организовать дискуссию.

В основе изложенной методики лежит следующая схема (см. рис. 1).

Одним из условий проведения подобного семинара является желание самого студента подготовиться к занятию. Принято считать, что если студент пришел в университет, то он однозначно заинтересован участвовать во всех формах учебы. В действительности все не так просто. Преподаватель стимулирует учебу студента приближением итоговой аттестации - зачета или экзамена.

Слабые звенья этой методики:

- преподаватель должен хорошо представлять, что нужно знать студенту по предмету (а в условиях меняющейся социальной действительности это очень сложно);

- студент должен быть уверен, что, не овладев этими знаниями, он не сможет работать по специальности.

Оптимальной данная методика будет:

- в условиях стабильного развития общества;

- при наличии четко известных потребностей практики;

Рис. 1. Схема традиционной методики, ориентированной на преподавателя
- для подготовки магистров (условия этой подготовки допускают некоторый отрыв знаний от реальности).

Наиболее распространенной сегодня методикой проведения семинарского занятия является индивидуально-ориентированная схема «вопрос - ответ». Основной ее недостаток - невозможность, точнее затруднение, вызвать широкую проблемную дискуссию, которая бы охватывала всех студентов. Но даже если это и удается, то при проведении дискуссии по-прежнему остается неясным уровень подготовленности конкретного студента.

В методологическом плане преодоление подобной ситуации может быть решено путем проведения устного краткого опроса (либо письменного тестирования) всей студенческой аудитории. Темп проведения таких мероприятий должен быть высоким, что сразу же позволяет настроиться студентам на активную работу. Методика предварительного контрольного опроса исключает возможность искажения и трансформации знаний (в результате домашней подготовки) студента, что позволяет преподавателю сразу выделять ошибки, акцентировать на них внимание и провести необходимую коррекцию.

Возрастает интерес ко второй методике, которую условно можно назвать тренирующей, инновационной, ориентированной на обучаемого. Формы ее разнообразны.

Выделим лишь некоторые:

1) организационно-деятельная игра - имитационная модель, в которой воспроизводится настоящая деятельность. Проведение таких игр помогает активизировать творческий потенциал учащихся, выработать у них умение анализировать сложные социальные процессы, привить навыки коллективной работы над конкретной проблемой;

2) мозговая атака. Для обсуждения конкретной проблемы создаются малые группы, представляющие «генераторов идей», которые выдвигают идеи по данной проблематике, и «критиков», которые анализируют предложенные идеи;
3) творческие работы;

4) тестирование. Цель тестирования - познание учащимися и студентами самих себя, своих возможностей, раскрытие своих способностей и творческого потенциала. Методика тестирования позволяет в ряде случаев заменить контрольные формы проверки знаний, помочь студентам определить ближайшие и отдаленные цели работы над собственным самосовершенствованием. В основу второй методики положена следующая схема (см. рис. 2).

Студент стимулирует себя сам - он на каждом этапе проверяет собственные силы, способности, возможности.

Слабые звенья этой методики:

- преподаватель должен быть готов ко всяким неожиданностям, даже к тому, что он может что-то не знать;

- студент должен испытывать доверие к преподавателю, чтобы раскрыть в процессе обучения свои «слабые стороны».

Оптимальной данная методика будет:

- в условиях нестабильного общества;

- при постоянно меняющихся потребностях практики;

- для подготовки бакалавров (условия этой подготовки требуют постоянного соотнесения знаний с реальностью).

Таким образом, выбор оптимального варианта методики проведения семинарского занятия определяется многими факторами: спецификой предмета, потребностями подготовки конкретных специалистов, возможностями преподавателя и готовностью студента. 

Рис. 2. Схема инновационной методики, ориентированной на обучение
118

Ю.В. Филатова. Методика проведения семинарского занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия Алгоритм подготовки учебного занятия в учреждениях дополнительного образования может быть следующим:

I этап.

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

1. Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

2. В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?

4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога'/

5.Засчет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

6. В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях» какие новые элементы внести, от чего отказаться?

7. Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап. Моделирующий.

По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

• определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

• обозначение задач учебного занятия; • определение темы и ее потенциала, как обучающего, гак и воспитательного;

• определение вида занятия, если в этом есть необходимость;

• продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

3 этап. Обеспечение учебного занятия.

а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала

б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.

в) Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности, инвентаря, оборудования и т. д.

Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ в учреждении дополнительного образования Приоритетной функцией является образовательная. Что такое учебное занятие?» * Возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в ДО. * Отсутствует единое понимание того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса - учебное занятие, в чём целевое назначение данной формы. * Существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приёмов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей. Традиционно занятием называют вес то время, которое педагог проводи! с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т. д. В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить нижеследующие их виды.

Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.

Среди обучающих занятий можно выделить некоторые ОЧЕВИДНОСТИ:

1. Учебные занятия по передаче знаний.

2. Учебные занятия но осмыслению детьми знаний и их укреплению.

3. Учебные занятия закрепления знаний.

4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.

5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).

6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного процесса, oограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им Маний, умений, навык «по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Однако, в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Можно назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка.

Например, к таким занятиям! можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, занятие-путешествие, занятие-состязание (конкурс), занятие-игру, занятие-зачет, занятие-конференцию, занятие-спектакль, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического (климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям, к примеру, "огоньки" и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагаю! образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, «что научение, как правило не носит специально организованного характера и совсем не обязательно связано с учебным предметом.

Учебные занятия являются хоть и ограниченным по времени процессом, представляют собой модель деятельности педагога и детского коллектива. «Поэтому учебные занятие правомерно рассматривать «логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, также этапы их достижения. В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вид деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.

1 этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап - основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1. Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3. Закрепление знаний и способов действуй Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI этап - итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII этап - рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содер­жание и полезность учебной работы.

VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходи­мо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необ­ходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

• комплексность целей (обучающие, воспитывающие, общеразвивающие задачи, оздоро­вительные); • адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

• соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

• наличие чётко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

• четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

• наличие благоприятной психологической атмосферы;

• активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включая каждого ребенка в деятельность);

• полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьёз­ная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному занятию? Эти и многие вопро­сы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: