Построение сопряженных зубьев

1. Выбрать масштаб построения , мм/мм и отметить на чертеже оси вращения шестерни и колеса О1 и О2.

мм/мм,

где − принятое стандартное межосевое расстояние, мм;

О1О2 – расстояние между центрами вращения шестерни и колеса, принятые на чертеже, мм

2. Рассчитать радиусы и вычертить основные окружности шестерни и колеса

где − радиусы делительных окружностей шестерни и колеса, мм.

α – угол исходного контура α=20о.

,

где m – стандартный модуль зацепления, мм;

z1, z2 – числа зубьев шестерни и колеса.

3. Вычертить линию зацепления касательно к основным окружностям. Отметить полюс зацепления Р на пересечении линии зацепления с линией центров О1О2, границы теоретической линии зацепления А,В (точки касания линии зацепления и основных окружностей). Провести через полюс Р линию, перпендикулярную линии центров, обозначить и измерить угол зацепления αw. Сравнить полученное значение с теоретическим.

.

4. Рассчитать радиусы и вычертить окружности вершин и впадин шестерни и колеса.

где с * − коэффициент радиального зазора, с * = 0,25;

Δ у – коэффициент уравнительного смещения

где у – коэффициент воспринимаемого смещения.

где − стандартное межосевое расстояние, мм;

− делительное межосевое расстояние, мм.

5. Отметить границы практической линии зацепления а и в на пересечении окружностей вершин зубьев с теоретической линией зацепления.

6. Выбрать на практической линии зацепления точку контакта зубьев К.

7. Разметить участок АК теоретической линии зацепления на несколько (3...5) равных отрезков. Несколько таких же отрезков выделить за т. А. Начиная с точки А выделить на основной окружности шестерни отрезки дуг, равные отрезкам на линии зацепления.

8. Перекатывая линию зацепления по основной окружности шестерни и отмечая на касательных радиусы кривизны эвольвенты, построить боковую поверхность зуба шестерни на участке от основной окружности до окружности вершин зубьев.

9. Разметить участок ВК линии зацепления на несколько равных отрезков. Несколько таких же отрезков выделить за т. В. Начиная с точки В выделить на основной окружности колеса отрезки дуг, равные отрезкам на линии зацепления.

10. Перекатывая линию зацепления по основной окружности колеса и отмечая на касательных радиусы кривизны эвольвенты, построить боковую поверхность зуба колеса на участке от основной окружности до окружности вершин зубьев.

11. Вычертить делительные окружности шестерни и колеса.

12. Рассчитать толщину зуба шестерни и зуба колеса по дугам делительных окружностей.

13. Отложить значения и по дугам делительных окружностей шестерни и колеса, разделить пополам и через середины дуг и оси вращения О1, О2 вычертить оси симметрии зубьев.

14. Вычертить по симметрии вторые боковые поверхности зуба шестерни и зуба колеса.

15. Вычертить участки зубьев между основными окружностями и окружностями впадин:

1) .

Вычерченные боковые поверхности зубьев пересекают окружность впадин и скругляются на ней по радиусу выкружки R ≈ 0,38 m.

2) .

От точек боковых поверхностей зубьев на основной окружности провести радиальные прямые в центры вращения шестерни и колеса и скруглить их на окружности впадин по радиусу выкружки R ≈ 0,38 m.

16. Рассчитать шаг зацепления по делительным окружностям

Отложить полученные значения от осей симметрии построенных зубьев и вычертить ещё по одному зубу на шестерне и колесе.

17. Вычертить начальные окружности шестерни и колеса, касающиеся в полюсе зацепления Р.

18. Измерить длину практической линии зацепления ав и шаг по начальным окружностям pw. Рассчитать коэффициент торцевого перекрытия:

Сравнить полученное значение с теоретическим:

Расхождение не должно превышать 10 %.

19. Построить диаграмму зон однопарного и двухпарного зацепления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: