Тема: Гештальтпсихология

1. Предпосылки возникновения гештальтпсихологии.

2. Значение Лейпцигской школы психологии развития.

3. М.Вертгеймер как основоположник гештальтпсихологии. Эксперименты Вертгеймера.

4. 1978 г. – развитие международной психологической общ. «Гештальттеория и ее приложение».

5. Вклад Левина в развитие гештальтпсихологии.

6. Значение.

Гештальтпсихология (от нем.Gestalt – образ, структура) – одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса, явилось реакцией против атомизма и механизма всех разновидностей ассоциативной психологии.

Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкоязычной психологии, а также философии конца XIX – начало ХХ века.

Понятие «Гештальт» было введено Х.Эрендгельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятии. Поводом для исследования Эрендгельса послужили некоторые замечания Э.Маха о восприятии мелодий и геометрических форм: по Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, как будто бы оно само такой же простой и неразложимый элемент, как и элементарное ощущение.

Этот факт Эрендгельс подверг специальному анализу. Он выделил специфический признак гештальта свойство транспортизации (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальта квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.п. однако Эрендгельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Ф.Крюгер, Ф. Зандер), которая получила название школы диффузно – комплексных переживаний или школы психологии развития. Существовала с конца 10-х и до конца 30-х гг.

Главное понятие этой психологии – понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством.

Исследования Лейпцигских психологов привлекли внимание А.С.Выготского, который отмечал: «Мы обязаны Лейпцигским исследованиям установлением этого замечательного факта, который показал, что вообще в начале развития мы не можем констатировать достаточно дифференцированных отдельных психологических функций, а мы наблюдаем гораздо более сложные недифференцированные единства, из которых постепенно только путем развития и возникают отдельные функции, среди которых мы и находим восприятие.

Дальнейшие исследования оказались не под силу Лейпцигской школе с ее сложными методологическими взглядами.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1812г.), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в окне восприятия. В экспериментах испытуемому последовательно предъявлялись два световых стимула (один – вертикальная или наклонная полоса (А), другой – горизонтальная (В). при значительном временном интервале между А и В видны оба стимула, следующие друг за другом. При очень быстрой смене раздражителей испытуемые воспринимали угол, при средней скорости видели, как первая – наклонная или вертикальная линия – перемещается в горизонтальное положение. Это кажущееся движение испытуемые не могли отличить от реального перемещения даже при специальной инструкции.

Сам факт кажущегося движения был не нов. Еще раньше было установлено, что последовательное смещение объекта может вызвать восприятие непрерывного движения.

Новым было объяснение этого факта. По Вертгеймеру, при возбуждении в мозгу определенного пункта «А» вокруг него создается зона, где также сказывается движение раздражителя. Если вскоре возникает короткое замыкание, и возбуждение передается из пункта «А» в пункт «В».

В феноменальном плане этим процессом соответствует восприятие движения из «А» в «В».

Идеи Вертгейлера стали отправным пунктом для развития гештальттеории.

В 20-х гг., в Берлине складывается Берлинская школа гемталттпсихологии: М.Вертгеймер, К.Коффка (1886 – 1941), В.Келер (1887 – 1967), К. Левин (1890 – 1947). Исследования охватили восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., до того времени, когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Келер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. Однако в последнее время в ряде стран Западной Европы и в отдельных кругах психологов США и наших отечественных психологов наблюдается усиление интереса к гештальтпсихологии и истории Берлинской психологической школы. В 1987 году было основано Международное психологическое общество «Гештальттеория и ее приложения». В 1979 году было первое заседание, а в октябре вышел первый номер журнала «Гештальттеория». Членами этого общества стали психологи из разных стран мира из ФРГ, Италии, Австралии, Финляндии, Швейцарии.

Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиоризской психологии. Гештальтпсихология выросла из конкретных потребностей изучения человека, она эмпирична в этом смысле. Вместе с тем на нее оказала влияние философия Канта, Маха, особенно феноменологическая философия Гуссерля. Гештальтпсихология была также ориентирована на естествознание, особенно на физику.

Гештальтпсихологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно изучать реакции так как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. Отдельные элементы действительно существуют, но они вторичны и выделяются по своему функциональному значению в этом целом. Гештальтисты выступали с критикой метода аналитической интроспекции. Они считали, что анализ является продолжением, первоначально восприятие дает целостную картину. Аналитической интроспекции был противопоставлен другой феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания.

С самого начала гештальтпсихологи отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущение «фикцией» созданной в психологических сочинениях и лабораториях.

Структурная психология (гештальтпсихология) в отличии от интроспективной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его создают, но таким, каким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.

Эксперименты начаты были на изучении восприятия и действительно в начале выявили целостность например, предъявлялись … точки и т.д.

Испытуемый объединял их в группы из двух точек, разделенных интервалом.

В другом опыте предъявлялись линии // // // и т.п. испытуемые видели не отдельные линии, а группы из двух линий.

Эти опыты показали, что в качестве первичного в восприятии выступает целое.

Было сформулировано положение о том, что целостный образ – это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют сдерживающие и связывающий перцентивные силы.

Были сформулированы некоторые положения, которые получили названия законов восприятия в гештальттеории. Важнейший, из них закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон. Фигура замкнута, оформлена, хорошо локализована в пространстве, занимает главенствующее положение в поле. Фон имеет свою функцию, это тот общий уровень, на котором выступает фигура. Он аморфен, плохо локализуется в пространстве.

В другом законе – прегнантности – выражается тенденция перцентивной организации к внутренней III упорядоченности ведущей, н–р, к «хорошей» фигуре, к упрощению восприятия.

Н-р, если испытуемому предъявляются две фигуры, то одна первая воспринимается как одна фигура, разделенная линией.

.

А Б

Во втором случае испытуемый видит две независимые фигуры, соединенные боковыми сторонами.

Согласно Коффке причина ясна: в первом случае общая структура лучше, чем каждая из двух ее частей, во втором случае наоборот.

Закон восприятия – закон дополнения до целого «амплификации». Н-р, точечная фигура воспринимается как треугольник. Это феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма (аналогии, модели).

Гештальтпсихология занимает пароллестические позиции соотношения психики и мозга, причем работа мозга объясняется физиколистски.(физиологические процессы в мозгу объяснялись физическими законами электромагнитного поля).

Факты, полученные в гештальтпсихологии при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы, н-р, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны приемы маскировки фигур, которые использовались во время войны. В гештальтпсихологии экспериментально исследовались также мышление (Келер, Вертгеймер, Дункер, Майер).

По Келеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации.

Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия животного. Ветгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Условием переструктурирования ситуации, является умение отказаться от сложившихся шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта. Теплов Б.М. отмечал, что гештальтпсихология отличается ярко выраженным антигенетизмом, антиисторизмом.

Важную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом К. Левина.

Левин считает, что основанием человеческой активности является намерение – потребность.

Чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившейся в психологии, связанные гештальтпсихологическим образом с биологическими, врожденными потребностями Левин называет их квазипотребностями.

Они возникают в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями.

Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребностей.

В связи с квазипотребностями К. Левин исследовал проблему целеобразования и целенаправленного поведения. Эти исследования ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и некоторые др.

Левин обогатил психологию рядом новых методов и методик.

Это – опыты на прерванное действие на запоминание завершенных и незавершенных действий, опыты на замещение на выявление уровней притязания, опыты на пресыщение.

Особенно большое внимание уделяется вопросам лидерства, их типов (демократическое, авторитарное) проблеме групповой атмосферы, группового стандарта. Позднее К. Левин возглавил Центр групповой динамики. Здесь разрабатывались проблемы, связанные с промышленной практикой: производительность труда в группе, коммуникация, социальная концепция, взаимоотношения между группами, членство в группе, подготовка групповых лидеров и улучшение группового функционирования.

Материал исследований К. Левина, особенно методики используются и в настоящее время, в том числе и в советской психологии. В то же время подчеркивается, что в подходе К. Левина к личности недостаточно раскрывается роль интеллекта и сознания. Гештальтпсихология пыталась развить атомистическую теорию в психологии, преодолеть схематизм в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Введенный ею структурный принцип, Выготский оценивал как «великое незыблимое завоевание теоретической мысли».

В этом сущность и исторический смысл гештальттеории. «Наиболее ценный эффект структурной психологии – это сделанные ею описания». Закон ассоциации – сменился другим столь же вечным законом природы – законом структуры». Факт гештальта продолжает привлекать исследователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: