1. Перед вами фрагменты двух текстов одного и того же автора на одну и ту же тему. Сопоставьте эти фрагменты. Чем устный текст, зафиксированный с помощью диктофона, отличается от письменного?
Условные обозначения:
/ - пауза малой длительности, ограничивает речевые отрезки, сегменты;
// - пауза большой длительности;
[ … ] – замечания о громкости и темпе речи.
Фрагмент научной статьи | Фрагмент научного доклада |
Очевидно, что то или иное решение по данному вопросу может быть принято лингвистом только после соответствующей консультации у специалиста | Ну / вот / относительно этого последнего / очевидно / э / удобней / э / когда я дойду / до таких критериев / которые требуют обращения к специалисту / я тогда особенно / на этом остановлюсь [тихо, быстро] // |
2. М.В. Ломоносов выделил два типа разговоров: «согласные» и «прекословные», т.е. разговоры, в которых собеседники либо согласно, т.е. миролюбиво беседуют, любо прекословят, противоречат, возражают друг другу.
Д.С. Лихачев пишет: «Да и нет в нашем языке … Но как много синонимов мы можем подобрать к да (конечно, безусловно и т.д.) и мало к нет. Соглашаемся всевозможными способами, а отвергаем немногими».
|
|
Так ли это на самом деле? Подберите и запишите средства выражения согласия и несогласия.
Согласие | Несогласие (возражения) |
Да | |
Не так | |
Я согласен с вами | |
С вами нельзя не согласиться | |
Я так тоже считаю | |
Я не разделяю вашей точки зрения | |
Вы не правы | |
Не могу принять сказанное вами: ваши аргументы неубедительны | |
Я принимаю ваше предложение: план составлен профессионально | |
Интонация (тональность) резкого возражения | |
Прямой (направленный на партнера) понимающий взгляд | |
Утвердительный кивок головой |
3. Прочтите «Правила речевого поведения вежливых партеров». Какие пункты вы особо выделили? Может быть что-нибудь добавили бы? Согласны ли вы с таким распоряжением правил?
Правила речевого поведения вежливых партеров
Для слушающего | Для говорящего |
1. Показывайте взглядом, позой свою доброжелательность, интерес, внимание. 2. Старайтесь не перебивать собеседника. Но, извиняясь, переспрашивайте, просите что-нибудь уточнить, объяснить, привести пример и т.д. при этом лучше это делать, когда собеседник закончит свою реплику. | 1. Говорите заинтересованно, спокойно, смотрите доброжелательно. 2. Чаще обращайтесь к собеседнику; называйте его по имени, по имени отчеству. Спрашивайте, все ли ясно понятно, не нужно ли что-нибудь разъяснить и т.д. 3. Не исправляйте во время разговора замеченных речевых ошибок. Не делайте замечаний партнеру о его речевом поведении. 4. Цитируйте, передавайте своими словами, развивайте мысль, высказанную партнером, то что показалось важным, или то что является общим в ваших исходных позициях, особенно в спорных случаях. |
4. Выберите интересную, на ваш взгляд, для предполагаемой аудитории книжную новинку (научного или научно-популярного плана). Подготовьте устное реферативное сообщение (в форме монолога или диалога) на 2-3 минуты. Произнесите его перед аудиторией.
|
|
а) Выступление с самооценкой:
- слушали ли вас внимательно, в чем это выразилось;
- уложились ли вы в отведенное время;
- задавали ли вам уточняющие вопросы.
- был ли у вас визуальный контакт с аудиторией;
- фиксировали ли слушатели что-то из услышанного (т.е. вели ли они записи).
б) Оцените доклад вашего товарища:
- раскрыта ли тема, не было ли лишнего;
- что вы записали для себя из услышанного;
- легко ли было уяснить главное; что помогало и что мешало;
- как бы вы оценили визуальный и словесный контакт докладчика.
в) Оцените себя как слушателя; вспомните:
- насколько вы были настроены на восприятие информации;
- что помогало и что мешало вашему восприятию.
5. Вы – ведущий дискуссию. Готовитесь к формулировке темы. К данным тезисам подыщите и запишите антитезис. Например:
Тезис | Антитезис |
а) Чем легче дается знание, тем лучше. | 1. Чем легче знание приобретается, тем легче оно вылетает из головы. |
б) Человек обязан всем, что в нем есть, другим | 2. |
в) Человек с первых же минут появления на свет представляет собой индивидуальность, природные задатки, которые воспитание не в силах устранить. | 3. |
г) Кто хочет учиться, тот должен принимать все на веру. Без этого обучение не возможно. | 4. |
6. Рассмотрите таблицу. Расскажите о двух основных типах аргументов и их видах.
Какие аргументы отнесены в таблице к сильным? Как вы думаете, почему? Какие еще аргументы вы бы отнесли к сильным? Обоснуйте свое мнение.
7. Назовите наиболее популярные анекдоты в нашей культуре, высмеивающие деловые качества русских. Скажите почему именно эти качества стали предметом насмешек?