1. Эмоциональность речи – открытое, спонтанное и подлинное выражение всех испытываемых чувств.
2. Экспрессивность речи – ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами, жестами и мимикой.
3. Умение противостоять и атаковать – прямое и честное выражение своего собственного мнения, без оглядки на окружающих.
4. Использование местоимения «Я» - выражение того, факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.
5. Принятие похвалы – отказ от самоуничижения и недооценки своих сил, качеств и возможностей.
6. Импровизация – спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от занудной предусмотрительности и мелочного планирования.
Коммуникативные признаки просторечия:
1. Речевое «неразличение» коммуникативных сфер официального и непринужденного общения.
2. Отсутствие специальных форм этикета (вежливого и подчеркнуто вежливого обращения) либо их смешение.
3. Большая выраженность тенденций, общих у просторечия и РР (тенденция к экономии речевых затрат, упрощению).
4. Коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адреса и нарушенность обратной связи, преимущественная опора на личный опыт говорящего (а по пословицам: Я ему про Фому, он мне – про Ерему и В огороде бузина, в Киеве дядька).
Стилевые признаки просторечия
1. Обращение на ты к незнакомым.
2. Смешение ты и вы в пределах общения с одним коммуникантом.
3. Широкий диапазон форм обращения (борода, бабуля, старик, парень и др.).
4. Обилие уменьшительно-ласкательных форм.
5. Большая, чем в РР редукция (сокращение, сжатие) звуков; еще меньшая четкость произношения звуков, часто за порогом их различимости.
6. Пропуски, опущения, структурная и смысловая нарушенность высказывания, рассогласованность взаимных реплик диалога.
Приведем для иллюстрации диалог с пришедшим к нему на прием носителем просторечия: ответственным работникам, руководителям, менеджерам приходится вести деловые разговоры не только с лицами, владеющими литературным языком, но и с теми, кто им не владеет. Поэтому, чтобы добиться в ходе переговоров результата, узнать или сообщить то, что требуется и так, чтобы адресат понял, следует знать и учитывать особенности и не только кодифицированной речи и разговорной речи, но и просторечия. (см. таблицу).
Таблица 1
Кодифицированная речь КР | Разговорная речь РР | Просторечие |
Литературный язык | Нелитературный язык |