Важнейшие характеристики уверенного поведения

1. Эмоциональность речи – открытое, спонтанное и подлинное выражение всех испытываемых чувств.

2. Экспрессивность речи – ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами, жестами и мимикой.

3. Умение противостоять и атаковать – прямое и честное выражение своего собственного мнения, без оглядки на окружающих.

4. Использование местоимения «Я» - выражение того, факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

5. Принятие похвалы – отказ от самоуничижения и недооценки своих сил, качеств и возможностей.

6. Импровизация – спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от занудной предусмотрительности и мелочного планирования.

Коммуникативные признаки просторечия:

1. Речевое «неразличение» коммуникативных сфер официального и непринужденного общения.

2. Отсутствие специальных форм этикета (вежливого и подчеркнуто вежливого обращения) либо их смешение.

3. Большая выраженность тенденций, общих у просторечия и РР (тенденция к экономии речевых затрат, упрощению).

4. Коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адреса и нарушенность обратной связи, преимущественная опора на личный опыт говорящего (а по пословицам: Я ему про Фому, он мне – про Ерему и В огороде бузина, в Киеве дядька).

Стилевые признаки просторечия

1. Обращение на ты к незнакомым.

2. Смешение ты и вы в пределах общения с одним коммуникантом.

3. Широкий диапазон форм обращения (борода, бабуля, старик, парень и др.).

4. Обилие уменьшительно-ласкательных форм.

5. Большая, чем в РР редукция (сокращение, сжатие) звуков; еще меньшая четкость произношения звуков, часто за порогом их различимости.

6. Пропуски, опущения, структурная и смысловая нарушенность высказывания, рассогласованность взаимных реплик диалога.

Приведем для иллюстрации диалог с пришедшим к нему на прием носителем просторечия: ответственным работникам, руководителям, менеджерам приходится вести деловые разговоры не только с лицами, владеющими литературным языком, но и с теми, кто им не владеет. Поэтому, чтобы добиться в ходе переговоров результата, узнать или сообщить то, что требуется и так, чтобы адресат понял, следует знать и учитывать особенности и не только кодифицированной речи и разговорной речи, но и просторечия. (см. таблицу).

Таблица 1

Кодифицированная речь КР Разговорная речь РР Просторечие
Литературный язык Нелитературный язык

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: