Доходы и расходы бюджетов. Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Они строятся на следующих принципах:

– сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

– самостоятельность бюджетов всех уровней;

– законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;

– единство бюджетной системы;

– равенство всех бюджетов РФ.

Бюджетный кодекс РФ распределил доходы и расходы по бюджетам различных уровней. Доходы бюджетов можно разделить на две группы:

– собственные доходы бюджетов. Это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

– регулирующие доходы. Это федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). Нормативы отчислений устанавливаются в процентах и определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

Бюджетным кодексом РФ четко разграничены доходы между бюджетами разных уровней.

Доходы федерального бюджета складываются из налоговых доходов, включающих:

– федеральные налоги и сборы;

– таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

– государственную пошлину;

и неналоговых доходов, состоящих:

– из доходов от использования государственного имущества;

– доходов от продажи государственного имущества;

– части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, после уплаты ими налогов;

– прибыли Банка России;

– доходов от внешнеэкономической деятельности;

– доходов от реализации государственных запасов и затрат.

Обособленно учитываются в доходах федерального бюджета доходы федеральных целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов субъектов РФ включают налоговые доходы, в том числе:

– региональные налоги и сборы;

– отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов.

В состав неналоговых доходов входят:

– доходы от имущества субъектов РФ;

– доходы от услуг бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ;

– часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, после уплаты ими налогов.

Доходы местных бюджетов также складываются из налоговых доходов, в состав которых входят: местные налоги и сборы; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; государственная пошлина, за исключением зачисляемой в федеральный бюджет, и доходов неналоговых, в том числе:

– доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

– доходов от услуг бюджетных учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

– доходов от продажи муниципального имущества;

– ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления и др.

Расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Расходы бюджетов могут осуществляться в различных формах. Таковыми в частности могут быть:

– ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

– средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими или юридическими лицами по государственным или муниципальным заказам;

– ассигнования на обязательные выплаты населению (пенсий, стипендий, пособий, других социальных выплат);

– субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

– бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;

– кредиты иностранным государствам;

– средства на обслуживание и погашение государственного долга;

– ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

– резервные фонды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: