Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Они строятся на следующих принципах:
– сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
– самостоятельность бюджетов всех уровней;
– законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
– единство бюджетной системы;
– равенство всех бюджетов РФ.
Бюджетный кодекс РФ распределил доходы и расходы по бюджетам различных уровней. Доходы бюджетов можно разделить на две группы:
– собственные доходы бюджетов. Это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
– регулирующие доходы. Это федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). Нормативы отчислений устанавливаются в процентах и определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.
|
|
Бюджетным кодексом РФ четко разграничены доходы между бюджетами разных уровней.
Доходы федерального бюджета складываются из налоговых доходов, включающих:
– федеральные налоги и сборы;
– таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
– государственную пошлину;
и неналоговых доходов, состоящих:
– из доходов от использования государственного имущества;
– доходов от продажи государственного имущества;
– части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, после уплаты ими налогов;
– прибыли Банка России;
– доходов от внешнеэкономической деятельности;
– доходов от реализации государственных запасов и затрат.
Обособленно учитываются в доходах федерального бюджета доходы федеральных целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов субъектов РФ включают налоговые доходы, в том числе:
– региональные налоги и сборы;
– отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов.
В состав неналоговых доходов входят:
– доходы от имущества субъектов РФ;
– доходы от услуг бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ;
– часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, после уплаты ими налогов.
Доходы местных бюджетов также складываются из налоговых доходов, в состав которых входят: местные налоги и сборы; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; государственная пошлина, за исключением зачисляемой в федеральный бюджет, и доходов неналоговых, в том числе:
|
|
– доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
– доходов от услуг бюджетных учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
– доходов от продажи муниципального имущества;
– ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления и др.
Расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Расходы бюджетов могут осуществляться в различных формах. Таковыми в частности могут быть:
– ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
– средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими или юридическими лицами по государственным или муниципальным заказам;
– ассигнования на обязательные выплаты населению (пенсий, стипендий, пособий, других социальных выплат);
– субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
– бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;
– кредиты иностранным государствам;
– средства на обслуживание и погашение государственного долга;
– ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
– резервные фонды.