Транспортная задача – это задача о наиболее экономном плане перевозок однородного или взаимозаменяемого груза из пунктов производства (со станций отправления) в пункты потребления (на станции назначения).
Транспортная задача может быть сформулирована следующим образом. Некоторый однородный продукт или набор взаимозаменяемых продуктов производится в т пунктах производства
. Задан объем производства
пункта
. Произведенный продукт должен быть перевезен в п пунктов потребления
. Известен спрос
пункта
. Заданы также транспортные издержки
, связанные с перевозкой единицы продукта из пункта
в пункт
,
. Требуется составить план перевозок, обеспечивающий при минимальных транспортных издержках удовлетворение спроса всех пунктов потребления за счет продукта, произведенного в пунктах производства. При этом будем считать, что полное предложение в точности равно полному спросу, то есть
. (1)
Обозначим через
объем продукта, перевозимого из пункта
в пункт
,
. Тогда математическая модель транспортной задачи принимает следующий вид:
(2)
при условиях
, (3)
, (4)
,
. (5)
Теорема. Задача (2)-(5) тогда и только тогда имеет оптимальное решение, когда выполняется условие (1).
Доказательство. Необходимость. Пусть
– оптимальное решение задачи (2)-(5). Тогда
, (6)
и
. (7)
Складывая т равенств (6) получим
. От сложения п равенств (7) имеем
. Так как
, то и
, что и доказывает необходимость условия (1) для существования оптимального решения задачи (2)-(5).
Достаточность. Пусть
(при М = 0 единственным допустимым, а следовательно, и оптимальным решением транспортной задачи является нулевое решение). Покажем сначала, что
– допустимое решение задачи (2)-(5). Действительно,
,
,
, и
,
. Таким образом, допустимое множество, определяемое ограничениями (3)-(5), не пусто. Кроме того, оно замкнуто и ограничено. Следовательно, непрерывная функция
достигает на этом множестве своего минимального значения. Теорема доказана.
Задачи, в которых условие (1) соблюдается, называются сбалансированными. Если же условие (1) не выполнено, то задача (2)-(5) не имеет решения и оптимальный план перевозок может быть найден только в том случае, если ограничения (3)-(4) ослаблены, то есть заменены неравенствами. А именно, в случае
ограничения (3) заменяются неравенствами
. (8)
При решении задачи (2), (8), (4), (5) вводится фиктивный потребитель с потребностью, равной
, и тарифами
. В этой новой задаче полное предложение и полный спрос равны между собой. С другой стороны, любое оптимальное решение новой задачи дает минимум стоимости для первоначальной задачи. Если же
, то ограничения (4) заменяются неравенствами
, а для решения задачи вводится фиктивный отправитель с запасом груза
, и тарифами
.
Запишем более подробно ограничения (3)-(4):

|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
| … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
| … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
|
|
|
|
|
Задача, двойственная к (2)-(5), может быть сформулирована так:
при условии, что
,
.
Из теоремы двойственности и теоремы равновесия вытекает следующее утверждение, полное доказательство которого предлагается провести самостоятельно.
Теорема. Допустимое решение
задачи (2)-(5) является ее оптимальным решением в том и только в том случае, если существуют числа
(потенциалы пунктов производства и пунктов потребления), удовлетворяющие условиям:
,
,
при
.
Один из важнейших результатов, полученных в теории транспортных задач, состоит в том, что среди всех оптимальных решений задачи (2)-(5) существует по крайней мере одно решение, в котором все значения
имеют целые значения, если все
и
– целые числа. Доказательство этого утверждения можно найти, например, в монографии С.А.Ашманова «Линейное программирование» (М.: Наука, 1981). Таким образом, в предположении, что
и
– неотрицательные целые числа, добавление к ограничениям (3)-(5) условия целочисленности
,
, не оказывает влияния на оптимум задачи (2)-(5).
Так как транспортная задача является частным случаем задачи линейного программирования, то ее можно решать общими методами линейного программирования. Однако с использованием специфики ограничений (3)-(4) разработаны специальные методы решения транспортной задачи (например, метод потенциалов). Эти методы, в частности, обладают следующим полезным свойством: если при целых
и
начать решение с некоторого допустимого плана перевозок, в котором все
,
, – целые числа, то в результате применения соответствующего алгоритма мы придем к оптимальному плану перевозок, который также будет удовлетворять требованиям целочисленности. Таким образом, решая задачу (2)-(5) с целочисленными исходными данными, мы автоматически получаем решение задачи (2)-(5) с дополнительным ограничением целочисленности
,
.






