Транспортная задача

Транспортная задача – это задача о наиболее экономном плане перевозок однородного или взаимозаменяемого груза из пунктов производства (со станций отправления) в пункты потребления (на станции назначения).

Транспортная задача может быть сформулирована следующим образом. Некоторый однородный продукт или набор взаимозаменяемых продуктов производится в т пунктах производства . Задан объем производства пункта . Произведенный продукт должен быть перевезен в п пунктов потребления . Известен спрос пункта . Заданы также транспортные издержки , связанные с перевозкой единицы продукта из пункта в пункт , . Требуется составить план перевозок, обеспечивающий при минимальных транспортных издержках удовлетворение спроса всех пунктов потребления за счет продукта, произведенного в пунктах производства. При этом будем считать, что полное предложение в точности равно полному спросу, то есть

. (1)

Обозначим через объем продукта, перевозимого из пункта в пункт , . Тогда математическая модель транспортной задачи принимает следующий вид:

(2)

при условиях

, (3)

, (4)

, . (5)

Теорема. Задача (2)-(5) тогда и только тогда имеет оптимальное решение, когда выполняется условие (1).

Доказательство. Необходимость. Пусть – оптимальное решение задачи (2)-(5). Тогда

, (6)

и

. (7)

Складывая т равенств (6) получим . От сложения п равенств (7) имеем . Так как , то и , что и доказывает необходимость условия (1) для существования оптимального решения задачи (2)-(5).

Достаточность. Пусть (при М = 0 единственным допустимым, а следовательно, и оптимальным решением транспортной задачи является нулевое решение). Покажем сначала, что – допустимое решение задачи (2)-(5). Действительно, , , , и , . Таким образом, допустимое множество, определяемое ограничениями (3)-(5), не пусто. Кроме того, оно замкнуто и ограничено. Следовательно, непрерывная функция достигает на этом множестве своего минимального значения. Теорема доказана.

Задачи, в которых условие (1) соблюдается, называются сбалансированными. Если же условие (1) не выполнено, то задача (2)-(5) не имеет решения и оптимальный план перевозок может быть найден только в том случае, если ограничения (3)-(4) ослаблены, то есть заменены неравенствами. А именно, в случае ограничения (3) заменяются неравенствами

. (8)

При решении задачи (2), (8), (4), (5) вводится фиктивный потребитель с потребностью, равной , и тарифами . В этой новой задаче полное предложение и полный спрос равны между собой. С другой стороны, любое оптимальное решение новой задачи дает минимум стоимости для первоначальной задачи. Если же , то ограничения (4) заменяются неравенствами , а для решения задачи вводится фиктивный отправитель с запасом груза , и тарифами .

Запишем более подробно ограничения (3)-(4):


                 
                 
                 
                 
                 
                 

Задача, двойственная к (2)-(5), может быть сформулирована так:

при условии, что , .

Из теоремы двойственности и теоремы равновесия вытекает следующее утверждение, полное доказательство которого предлагается провести самостоятельно.

Теорема. Допустимое решение задачи (2)-(5) является ее оптимальным решением в том и только в том случае, если существуют числа (потенциалы пунктов производства и пунктов потребления), удовлетворяющие условиям: , , при .

Один из важнейших результатов, полученных в теории транспортных задач, состоит в том, что среди всех оптимальных решений задачи (2)-(5) существует по крайней мере одно решение, в котором все значения имеют целые значения, если все и – целые числа. Доказательство этого утверждения можно найти, например, в монографии С.А.Ашманова «Линейное программирование» (М.: Наука, 1981). Таким образом, в предположении, что и – неотрицательные целые числа, добавление к ограничениям (3)-(5) условия целочисленности , , не оказывает влияния на оптимум задачи (2)-(5).

Так как транспортная задача является частным случаем задачи линейного программирования, то ее можно решать общими методами линейного программирования. Однако с использованием специфики ограничений (3)-(4) разработаны специальные методы решения транспортной задачи (например, метод потенциалов). Эти методы, в частности, обладают следующим полезным свойством: если при целых и начать решение с некоторого допустимого плана перевозок, в котором все , , – целые числа, то в результате применения соответствующего алгоритма мы придем к оптимальному плану перевозок, который также будет удовлетворять требованиям целочисленности. Таким образом, решая задачу (2)-(5) с целочисленными исходными данными, мы автоматически получаем решение задачи (2)-(5) с дополнительным ограничением целочисленности , .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: