Становление Санкт петербурга

Но самой значительной, уникальной станет деятельность по созданию Петербур­га - новой столицы государства.

В условиях абсолютизма основным заказчиком в области строительства становит­ся государство. Но приказ Петра I от 1714 г. формирует и другого нового заказчика - дво­рянство.

Если до Петра наследственными владетелями земель (вотчин) были только боя­ре, то с 1714 г. ими становятся и дворяне. До этого они получали земли (усадьбы с кре­постными крестьянами) только в пожизненное владение. Благодаря новым обстоятель­ствам дворяне становятся активными заказчиками, внедряя, наряду с императором, за­падные приемы и формы зодчества. В связи с увеличением объемов гражданского и промышленного строительства впервые в историиссии светское каменное зодчество существенно превысит культовое. На смену архитектуре храмов приходит архитектура дворцов, ориентированная на западные формы жизненного уклада и сопутствующие им формы архитектуры. Предпочтительной стала ориентация на Северное Возрождение и барокко, а также на французское садово-парковое искусство.

В конце п.9.3 рассмотрены шедевры русской школы зодчества XVIIb. Но в этот же период на территории Москвы по инициативе Петра I и его приближенных начина­ют формироваться новые направления культового и гражданского зодчества, ориентированные на фрагментарное применение западно-европейских архитектурных форм -церковь Петра и Павла на Н.Басманной, возведенная по эскизу Петра I, церковь Архан­гела Гавриила на ул. Мясницкая (см. рис. 9.46), дворец Лефорта в Немецкой слободе и здание Арсенала в Московском Кремле.

Однако основные черты зодчества первой трети XVIII в. проявятся при строи­тельстве Петербурга, который по схеме, набросанной Петром I, начат закладкой на нев­ском маленьком острове Луст Эланд (Веселый остров) Петропавловской крепости с земляными валами и шестью бастионами, впоследствии облицованными камнем. За­кладка крепости произведена А. Меньшиковым и инж. А.Кирчинштейном 16.05.1703г. Эта дата считается днем основанием города. Первоначально развитие города намеча­лось от крепости в сторону Васильевского и Городского (ныне Петроградская сторона) островов. На берегу Городского острова возник первый посад, гостиный двор и постро­ен первый домик Петра. На левом берегу Невы предполагалось развитие производства, начатое закладкой корабельной верфи - Адмиралтейства и слободы для матросов и ра­бочих. Центр города с регулярной планировкой предполагалось разместить на Василь­евском острове. Здесь должна была появиться «Северная Венеция», для чего на перпен­дикулярных осевому проспекту направлениях началась прокопка каналов.

Эта идея в разных вариантах была проработана в генеральных планах города, вы­полненных архитекторами Д.Трезини и Ж.-Б.Леблоном В последнем город был размещен в геометрически строгом овале крепостной сте­ны с многочисленными бастионами. Однако развитие города пошло другим путем. По­сле возведения Адмиралтейства (1704 г.), закладки Александро-Невской лавры (1713 г.) и соединения их просекой Невской перспективы (будущего Невского проспекта) закреп­ляется приоритет левобережного развития города, которое получит окончательное отра­жение и закрепление в генеральном плане 1740 г., разработанном П.Еропкиным Громадное водное пространство Невы и плоский ландшафт требовали создания визуального каркаса градостроительной композиции. И она была намечена Петром I с первых лет формирования города в виде высотных доминант - шпилей Петропавловско­го собора (первоначально деревянного), Адмиралтейства и башни кунсткамеры на Ва­сильевском острове, контрастирующих с регулярной малоэтажной застройкой улиц и проспектов. При застройке города Петром I реализовался ряд целей: ускорение строительства за счет применения типовых («образцовых») проектов, обеспечение противо­пожарной защиты и экономичность застройки. Для реализации первой задачи арх. Тес-сино Доменико Трезини (1670-1734 гг.), более всех приглашенных Петром иностранцев проработавший в Санкт.-Петербурге, создал серию типовых проектов жилых домов для лиц разного состояния - «подлых», «зажиточных» и «именитых» (рис. 10.3). Для того, чтобы избавиться от бича русских городов - пожаров - в новом городе было запрещено деревянное домостроение. Для «подлых» возводились мазанки*, для зажиточных и име­нитых - кирпичные дома. Для обеспечения нового строительства несгораемыми мате­риалами с 1714 г. на несколько лет было запрещено каменное строительство в других го­родах страны «пока здесь удовольствуются строением». В том же году столица России была перенесена в Санкт.-Петербург.

Под влиянием впечатлений от сплошной экономичной плотной застройки запад­но-европейских городов и нелюбви к «прозрачной» усадебной застройке Москвы импе­ратор повелел строить дома «не посередь двора, а вдоль улицы по чертежам архитекторов»... «сплошной фасадою». Объемы домов по образцовым проектам были простыми прямоугольными.

Планировочная структура домов:

- для малоимущих - одноэтажная «в три окна по фасаду» состояла из сеней и двух-трех проходных комнат;

- для зажиточных - одноэтажная с мезонином «в 14 окон по фасаду» имела тра­диционное трехчленное деление на сени и две «крестовины» (по четыре проходных комнаты вокруг печи);

- для именитых — двухэтажная «на погребах» с проходными комнатами.

Дома имели перекрестно-стеновую конструктивную систему с деревянными пе­рекрытиями и крутыми черепичными крышами с люкарнами. В крупных домах крыши имели излом с устройством мансард в чердачном пространстве. Декор фасадов сухова­тый плоскостной из штукатурных наличников и рустированных пилястр. Оштукатурен­ная поверхность наружных стен окрашивалась в два цвета: белые декоративные детали на ярко окрашенном поле стен (красных, светло-коричневых или др.). Таким образом, при новых задачах и формах воспроизводилась созданная в XVII в. русскими зодчими колористическая насыщенность застройки, необходимая под пасмурным небом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: