Но самой значительной, уникальной станет деятельность по созданию Петербурга - новой столицы государства.
В условиях абсолютизма основным заказчиком в области строительства становится государство. Но приказ Петра I от 1714 г. формирует и другого нового заказчика - дворянство.
Если до Петра наследственными владетелями земель (вотчин) были только бояре, то с 1714 г. ими становятся и дворяне. До этого они получали земли (усадьбы с крепостными крестьянами) только в пожизненное владение. Благодаря новым обстоятельствам дворяне становятся активными заказчиками, внедряя, наряду с императором, западные приемы и формы зодчества. В связи с увеличением объемов гражданского и промышленного строительства впервые в историиссии светское каменное зодчество существенно превысит культовое. На смену архитектуре храмов приходит архитектура дворцов, ориентированная на западные формы жизненного уклада и сопутствующие им формы архитектуры. Предпочтительной стала ориентация на Северное Возрождение и барокко, а также на французское садово-парковое искусство.
|
|
В конце п.9.3 рассмотрены шедевры русской школы зодчества XVIIb. Но в этот же период на территории Москвы по инициативе Петра I и его приближенных начинают формироваться новые направления культового и гражданского зодчества, ориентированные на фрагментарное применение западно-европейских архитектурных форм -церковь Петра и Павла на Н.Басманной, возведенная по эскизу Петра I, церковь Архангела Гавриила на ул. Мясницкая (см. рис. 9.46), дворец Лефорта в Немецкой слободе и здание Арсенала в Московском Кремле.
Однако основные черты зодчества первой трети XVIII в. проявятся при строительстве Петербурга, который по схеме, набросанной Петром I, начат закладкой на невском маленьком острове Луст Эланд (Веселый остров) Петропавловской крепости с земляными валами и шестью бастионами, впоследствии облицованными камнем. Закладка крепости произведена А. Меньшиковым и инж. А.Кирчинштейном 16.05.1703г. Эта дата считается днем основанием города. Первоначально развитие города намечалось от крепости в сторону Васильевского и Городского (ныне Петроградская сторона) островов. На берегу Городского острова возник первый посад, гостиный двор и построен первый домик Петра. На левом берегу Невы предполагалось развитие производства, начатое закладкой корабельной верфи - Адмиралтейства и слободы для матросов и рабочих. Центр города с регулярной планировкой предполагалось разместить на Васильевском острове. Здесь должна была появиться «Северная Венеция», для чего на перпендикулярных осевому проспекту направлениях началась прокопка каналов.
|
|
Эта идея в разных вариантах была проработана в генеральных планах города, выполненных архитекторами Д.Трезини и Ж.-Б.Леблоном В последнем город был размещен в геометрически строгом овале крепостной стены с многочисленными бастионами. Однако развитие города пошло другим путем. После возведения Адмиралтейства (1704 г.), закладки Александро-Невской лавры (1713 г.) и соединения их просекой Невской перспективы (будущего Невского проспекта) закрепляется приоритет левобережного развития города, которое получит окончательное отражение и закрепление в генеральном плане 1740 г., разработанном П.Еропкиным Громадное водное пространство Невы и плоский ландшафт требовали создания визуального каркаса градостроительной композиции. И она была намечена Петром I с первых лет формирования города в виде высотных доминант - шпилей Петропавловского собора (первоначально деревянного), Адмиралтейства и башни кунсткамеры на Васильевском острове, контрастирующих с регулярной малоэтажной застройкой улиц и проспектов. При застройке города Петром I реализовался ряд целей: ускорение строительства за счет применения типовых («образцовых») проектов, обеспечение противопожарной защиты и экономичность застройки. Для реализации первой задачи арх. Тес-сино Доменико Трезини (1670-1734 гг.), более всех приглашенных Петром иностранцев проработавший в Санкт.-Петербурге, создал серию типовых проектов жилых домов для лиц разного состояния - «подлых», «зажиточных» и «именитых» (рис. 10.3). Для того, чтобы избавиться от бича русских городов - пожаров - в новом городе было запрещено деревянное домостроение. Для «подлых» возводились мазанки*, для зажиточных и именитых - кирпичные дома. Для обеспечения нового строительства несгораемыми материалами с 1714 г. на несколько лет было запрещено каменное строительство в других городах страны «пока здесь удовольствуются строением». В том же году столица России была перенесена в Санкт.-Петербург.
Под влиянием впечатлений от сплошной экономичной плотной застройки западно-европейских городов и нелюбви к «прозрачной» усадебной застройке Москвы император повелел строить дома «не посередь двора, а вдоль улицы по чертежам архитекторов»... «сплошной фасадою». Объемы домов по образцовым проектам были простыми прямоугольными.
Планировочная структура домов:
- для малоимущих - одноэтажная «в три окна по фасаду» состояла из сеней и двух-трех проходных комнат;
- для зажиточных - одноэтажная с мезонином «в 14 окон по фасаду» имела традиционное трехчленное деление на сени и две «крестовины» (по четыре проходных комнаты вокруг печи);
- для именитых — двухэтажная «на погребах» с проходными комнатами.
Дома имели перекрестно-стеновую конструктивную систему с деревянными перекрытиями и крутыми черепичными крышами с люкарнами. В крупных домах крыши имели излом с устройством мансард в чердачном пространстве. Декор фасадов суховатый плоскостной из штукатурных наличников и рустированных пилястр. Оштукатуренная поверхность наружных стен окрашивалась в два цвета: белые декоративные детали на ярко окрашенном поле стен (красных, светло-коричневых или др.). Таким образом, при новых задачах и формах воспроизводилась созданная в XVII в. русскими зодчими колористическая насыщенность застройки, необходимая под пасмурным небом.